Творчество Бухар Жырау
«Министерство образование РК»
Выполнил: Русанов.И.А. Проверила:Абдулдаева Э.Н. «Аксукент 2001» Наиболее ярким представителем казахской поэ- зии ХVIII века был Бухар - жырау Калкаманов (1668-1781). Сведений о его биографии сохранилось мало. Отец его Калкаман был одним из походным войнов-батыров в далёкое беспокойное время. Судя по содержанию сохранившихся произведений Бухар жырау в юности и молодости отличался от своих сверстников замечательными качествами, склоно- стью к импровизации. Он был одним из приблежён- ных хана Тауке (1680-1718), которыё многое сделал для укрепления Казахского ханства. В своей многолетней жизни Бухару-жырау при- шлось быть свидетелем и участником многих собы- тий и перемен в жизни казахского народа. Вместе с ним он был свидетелем феодальной раздробленнос- ти, межплеменных междоусобиц, познал власть казахских ханов, султанов, их политику и др. Основные темы в произведениях Бухара-жырау неустроенность жизни народа, сложность взаимо- отношений ханской власти с народом, межродовые распри, призыв к единению сил для укрепления ханства и борьбы с иноземными захватчиками, вос- певание отважных батыров ( «Пожелание», «Ах, времечко, ты, время», «Перед падением»,«Абылай», «Сверкающий красками цветок», «Гибнет высокая гора», «Оплакивание хана Аблая» и др.). Ах, времечко, ты время, Туманы - как зимовище. На всем - тень подозрения! Вокруг телки - заморыши!- Дождись, попробуй, помощи! Не сваты, а прислужники. Не сваты, а двурушники. О, время, что замешано, На лести и подачках!.. Век злобы и наживы… О, время, все ты рушишь!.. Время мчится - во «вчера», Так о чём же говоришь? Стало быть, пришла пора. Бухар -жырау был под воздействием идиологов ханской ставки, которые пропагандировали идеюпреданности ханской власти, поэтому как предста-витиль своего времени, верил в «хорошего хана».Певцы феодальной знати персонировали свои чая-ния сильной ханской власти в образе Аблай-хана. В образе Аблая Бухар пытался создать образЩедрого и справедливого хана. Отражая семиднев-ную битву казахов с войском Галдан-Церена, поэт судовольствием повествует о победе казахских дру-жин, а хана Аблая называет духом и знаменем этой победы. Он видит в Аблае символ мощи, ума, добро-ты и человечности. Такой способ изображения характерен и длярусского фольклора эпохи феодализма.«Свообразиехудожественной системы фольклора эпохи в целомзаключается в том, что царь как носитель идеи гос-ударственности и власти выступает чаще всего видеализированном образе «хорошего царя» (Иван IV, Петр I ), который оказывается защитником на-рода и его союзником в борьбе с врагами» Надо отметить,что Бухар-жырау не всегда восх-валял Аблая. Были времена, когда он в лицо гово-рил грозному хану правду о его недостатках, ошибо-чных решениях, напоминал ему, что он выходец изнеимущих. Бухар верно истолковывает значения добросо-седских отношений с Россией, подвергает критикепопытку Аблая вести с Россией войну: Ты, с русским воюя, Аблай, Вражды к степям родным не вызывай, С народом не живи ты во вражде. (Перевод Вл. Цыбина.) Бухар - жырау разделяет стремление казахов жить с Россией в мире и призывает хана не проти-вится воле собственного народа. Бухар-жырау внес весомый вклад в развитиитрадиционной дидактической поэзии казахов. В ряде произведений этого рода («Что луне после сол-нца?». «Прежнему врагу не быть другом», он затра-гивает вопросы этики, единства. В других толгау поэт воспевает любовь челове-ка к жизни, его оптимизм и веру в грядущее, тягу кзнаниям, стремления узнать тайны вселенной.
|
|
|