рефераты
рефераты
Поиск
Расширенный поиск
рефераты
рефераты
рефераты
рефераты
МЕНЮ
рефераты
рефераты Главная
рефераты
рефераты Астрономия и космонавтика
рефераты
рефераты Биология и естествознание
рефераты
рефераты Бухгалтерский учет и аудит
рефераты
рефераты Военное дело и гражданская оборона
рефераты
рефераты Государство и право
рефераты
рефераты Журналистика издательское дело и СМИ
рефераты
рефераты Краеведение и этнография
рефераты
рефераты Производство и технологии
рефераты
рефераты Религия и мифология
рефераты
рефераты Сельское лесное хозяйство и землепользование
рефераты
рефераты Социальная работа
рефераты
рефераты Социология и обществознание
рефераты
рефераты Спорт и туризм
рефераты
рефераты Строительство и архитектура
рефераты
рефераты Таможенная система
рефераты
рефераты Транспорт
рефераты
рефераты Делопроизводство
рефераты
рефераты Деньги и кредит
рефераты
рефераты Инвестиции
рефераты
рефераты Иностранные языки
рефераты
рефераты Информатика
рефераты
рефераты Искусство и культура
рефераты
рефераты Исторические личности
рефераты
рефераты История
рефераты
рефераты Литература
рефераты
рефераты Литература зарубежная
рефераты
рефераты Литература русская
рефераты
рефераты Авиация и космонавтика
рефераты
рефераты Автомобильное хозяйство
рефераты
рефераты Автотранспорт
рефераты
рефераты Английский
рефераты
рефераты Антикризисный менеджмент
рефераты
рефераты Адвокатура
рефераты
рефераты Банковское дело и кредитование
рефераты
рефераты Банковское право
рефераты
рефераты Безопасность жизнедеятельности
рефераты
рефераты Биографии
рефераты
рефераты Маркетинг реклама и торговля
рефераты
рефераты Математика
рефераты
рефераты Медицина
рефераты
рефераты Международные отношения и мировая экономика
рефераты
рефераты Менеджмент и трудовые отношения
рефераты
рефераты Музыка
рефераты
рефераты Кибернетика
рефераты
рефераты Коммуникации и связь
рефераты
рефераты Косметология
рефераты
рефераты Криминалистика
рефераты
рефераты Криминология
рефераты
рефераты Криптология
рефераты
рефераты Кулинария
рефераты
рефераты Культурология
рефераты
рефераты Налоги
рефераты
рефераты Начертательная геометрия
рефераты
рефераты Оккультизм и уфология
рефераты
рефераты Педагогика
рефераты
рефератыПолиграфия
рефераты
рефераты Политология
рефераты
рефераты Право
рефераты
рефераты Предпринимательство
рефераты
рефераты Программирование и комп-ры
рефераты
рефераты Психология
рефераты
рефераты Радиоэлектроника
рефераты
РЕКЛАМА
рефераты
 
рефераты

рефераты
рефераты
Учет труда и заработной платы

Учет труда и заработной платы

90

Введение

Центральное место в производственной деятельности любой организации занимают труд и результаты труда, поскольку только с помощью рабочей силы создается прибавочный продукт. Это обстоятельство предопределяет отношение к рациональному использованию трудовых ресурсов, так как без коллектива работников нет организации, и без необходимого количества людей определенных профессий и квалификации ни одна организация не сможет достичь своей цели.

В условиях рыночного хозяйствования существенно меняется политика в области оплаты труда, социальной поддержки и защиты работников. Многие функции государства по реализации этой политики переданы непосредственно предприятиям, которые самостоятельно устанавливают формы, системы и размеры оплаты труда, материального стимулирования его результатов. Понятие «заработная плата» наполнилась новым содержанием и охватывает все виды заработков (а также различных премий, доплат, надбавок и социальных льгот), начисленных в денежных и натуральных формах (независимо от источников финансирования), включая денежные суммы, начисленные работникам в соответствии с законодательством за не проработанное время (ежегодный отпуск, праздничные дни).

Учет труда и заработной платы по праву занимает одно из центральных мест во всей системе учета на предприятии.

Учет труда и заработной платы должен обеспечить оперативный контроль над количеством и качеством труда, за использованием средств, включаемых в фонд заработной платы и выплаты социального характера.

В настоящее время, в связи с изменением политики в области оплаты труда также повышается контроль за соблюдением нормативного законодательства по операциям, связанными с расчетами по оплате труда.

Регулирование оплаты труда и социально-трудовых взаимоотношений между работодателем и работниками на уровне отдельно взятой организации осуществляется в соответствии с принятыми в ней внутренними нормативными документами - договорами о труде, которые разрабатываются администрацией организации с участием представителей трудового коллектива.

Учет труда и заработной платы должен обеспечить оперативный контроль за количеством и качеством труда, за использованием средств, включаемых в фонд заработной платы и выплатами социального характера. Кроме того, необходимо понимать, что за каждым расчетом подразумевается лицо, для которого заработная плата является основным и главным источником его жизнедеятельности, а для организации это суммы затрат, прямо влияющих на конечный финансовый результат ее деятельности.

Основной целью и задачей работы является изучение и оценка организации бухгалтерского учета оплаты труда на примере конкретной организации. А также - подробное ознакомление с экономической характеристикой данного предприятия, рассмотрение состояния синтетического и аналитического учета операций по оплате труда, оценка полноты отражения совершенных операций в бухгалтерском учете, а также проверка соблюдения организацией налогового законодательства по операциям, связанным с расчетами по оплате труда.

В качестве объекта исследования представлена хозяйственно-финансовая деятельность СПК «Гулькевичиагропромэнерго». Предметом исследования являются данные бухгалтерской отчетности указанного предприятия.

1. Теоретические аспекты бухгалтерского учета расчетов с персоналом по оплате труда

1.1 Нормативно-законодательные акты, регулирующие учет расчетов с персоналом по оплаты труда

Регулирование оплаты труда становится узловой проблемой в системе социально-экономических отношений, поскольку затрагивает интересы основной части населения страны и оказывает влияние на все параметры рынка: механизм спроса и предложения, качество рабочей силы, технический уровень производства и его эффективность, уровень занятости, динамику цен и инфляцию. Инструментом государственного регулирования отношений в сфере оплаты труда являются нормативно-законодательные акты.

Регулирование оплаты труда и её повышение во всех сферах и отраслях экономики, на предприятиях всех форм собственности должно быть увязано со всем комплексом преобразований в экономике.

Дальнейшее развитие экономики будет сопровождаться повышением уровня реальной заработной платы и, соответственно, увеличением доли заработной платы в доходах населения.

Регулирование оплаты труда осуществляется на основе сочетания мер государственного воздействия с системой договоров. Государственное регулирование оплаты труда включает:

- законодательное установление и изменение минимального размера оплаты труда в РФ;

- налоговое регулирование средств, направляемых на оплату труда предприятиями, а также доходов физических лиц;

- установление районных коэффициентов и процентов надбавок;

- установление государственных гарантий по оплате труда.

Регулирование оплаты труда на основе договоров и соглашений обеспечивается: генеральным, территориальным, коллективными договорами, индивидуальными договорами (контрактами).

Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Первый уровень законодательный.

Государственное регулирование отношений в сфере оплаты труда, ровно, как и других элементов социально-трудовых отношений, проявляется в закреплении на законодательном уровне принципов правового регулирования трудовых отношений, которые содержатся в ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации. Содержание указанных принципов базируется на нормах международного права, положениях Конституции РФ и выражает сущность законодательства о труде, а также иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, основные направления политики государства в области регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений.

Главный основополагающий законодательный документ нашей страны - Конституция Российской Федерации - имеет в своем составе статьи, полностью и вполне определенно посвященные труду в стране (право на труд и отдых, виды социальной защиты граждан и т.п.).

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. (с изменениями и дополнениями на 03 ноября 2006 г.) состоит из 3 разделов и 19 статей. В 1 разделе указан свод законодательных актов РФ о бухгалтерском учете, изложен порядок его регулирования. Во 2 разделе изложены основные требования к ведению бухгалтерского учета, к документированию хозяйственных операций и т.п. В 3 разделе изложены основные требования к составлению бухгалтерской отчетности, определены ее состав, порядок представления и т.п.

Данный закон имеет большое значение, так как он повышает юридический статус бухгалтерского учета организаций, закрепляет обязательство ведения бухгалтерского учета, повышает статус его норм до уровня статуса норм другого законодательства.

Налоговый Кодекс РФ - это федеральный закон с высокой степенью систематизации. Он призван регулировать экономический, правовой и организационный порядок функционирования налоговой системы.

Основным документом, регламентирующим вопросы организации и оплаты труда, является Трудовой Кодекс РФ (ТК), который регулирует трудовые отношения всех работников. ТК призван устанавливать уровень условий труда, и всемерную охрану трудовых прав работников, поэтому нужно обращать внимание на объяснения руководителей и бухгалтеров организаций своих решений при работе с коллективом.

Но одним ТК трудовое законодательство нашей страны не ограничивается - в дополнение и расширение к ТК РФ существует целый перечень документов, касающихся организации труда и его оплаты. К этому числу можно отнести и некоторые статьи Гражданского Кодекса РФ, которые касаются труда непосредственно.

Второй уровень - положения по бухгалтерскому учету и отчетности:

- Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. (с изменениями и дополнениями на 18 сентября 2006 года);

- Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли» утверждено Постановлением Правительства РФ. Положения призваны конкретизировать закон о бухгалтерском учете и отчетности.

Третий уровень - рекомендации, инструкции и комментарии, письма.

И четвертый уровень составляют рабочие документы по бухгалтерскому учету самого предприятия, утвержденный руководителем План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия, коллективный договор, который разрабатывается в соответствии с Конституцией РФ, Трудовым кодексом РФ, Федеральными законами «О коллективных договорах и соглашениях», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Законом Краснодарского края «О социальном партнерстве», Положение по оплате труда, трудовые договоры с сотрудниками учреждения.

В финансово-хозяйственной и социально-правовой деятельности предприятия особое значение имеет Коллективный договор, который утверждается учредителем, комиссией, созданной из числа сотрудников предприятия и Трудовой инспекцией. В коллективном договоре отдельную статью занимает Положение по оплате труда, которое разрабатывается соответствии с Уставом предприятия, Трудовым кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом и принятой учетной политикой по Управлению.

Положение вводится в целях регулирования системы оплаты труда работников Учреждения, обеспечения прямой зависимости заработной платы от личного вклада каждого работника, увеличения объемов выполняемых работ, в целях материального стимулирования высокопрофессионального и инициативного труда работников Учреждения.

Положение предусматривает единые принципы оплаты труда работников Учреждения, доплат, надбавок и выплат стимулирующего характера.

Работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполняемой работы.

Трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании заключенного в письменной форме трудового договора. Условия трудового договора не могут ухудшать положение работника по сравнению с действующим законодательством о труде, коллективным договором.

Порядок приема, увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания регулируются Правилами внутреннего трудового распорядка.

Основными задачами учета труда и его оплаты являются: точный учет личного состава работников, отработанного ими времени и объема выполненных работ; правильное исчисление сумм оплаты труда и удержаний из нее; учет расчетов с работниками предприятия, бюджетом, органами социального страхования, фондами обязательного медицинского страхования и Пенсионным фондом РФ; контроль за рациональным использованием трудовых ресурсов, оплаты труда и фонда потребления; правильное отнесение начисленной оплаты труда и отчислений на социальные нужды на счета затрат производства и на счета целевых источников.

Трудовой кодекс РФ усиливает гарантии работников в области заработной платы. До 31 декабря 2008 года минимальный размер оплаты труда составляет 2300 рублей в месяц. И заработная плата трудоспособного человека не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Также вводится механизм компенсации работникам за задержку выплаты заработной платы. Так, в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до получения задержанной суммы. При этом за каждый день просрочки работодатель будет платить пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Одним из элементов заработка работника является выплата за неотработанное время, оплачиваемое по среднему заработку в соответствии с трудовым законодательством. Применение и порядок исчисления среднего заработка устанавливаются в централизованном порядке. Постановлением Министерства труда РФ установлен расчетный период для исчисления среднего заработка 12 календарных месяцев, предшествующих событию, с которым связана соответствующая выплата.

Во всех случаях для исчисления среднего заработка используется средний дневной заработок. При суммированном учете рабочего времени исчисление среднего заработка следует производить исходя из часового заработка.

Учетным периодом при суммированном учете рабочего времени является календарный отрезок времени, в рамках которого должна быть в среднем соблюдена установленная законом для данной категории работников продолжительность рабочего дня и рабочей недели.

Средний заработок, кроме оплаты отпуска, определяется путем деления фактически выплаченных сумм в расчетном периоде на количество рабочих дней исходя из нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, установленной законодательством РФ.

После признания решением Верховного Суда РФ от 13.07.2002 NГКПИ06-637 абзаца 4 пункта 13 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2003 №213, недействующим исчисление средней заработной платы для оплаты отпусков, выплаты компенсации за неиспользованные отпуска работникам, в том числе тем, кому установлен суммированный учет рабочего времени, производится в общеустановленном порядке на основе среднего дневного заработка.

Согласно пункту 9 Положения (с учетом ст. 139 Трудового кодекса) средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в календарных днях, и выплат компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на 12 и на среднемесячное число календарных дней. Средний заработок работника для оплаты отпуска определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество календарных дней отпуска, подлежащих оплате. Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации независимо от источников этих выплат (ст. 139 ТК РФ). То есть при расчете среднего заработка учитываются все выплаты заработной платы, которые предусмотрены нормативными актами организации по оплате труда работников. Если, например, в организации в дополнение к системе оплаты труда по отдельным приказам выплачиваются единовременные премии за выполнение особо важных работ, несмотря на то, что это элемент заработной платы, такие премии не учитываются при исчислении среднего заработка.

В пункте 2 Положения о среднем заработке приведен примерный перечень этих выплат:

- основная заработная плата по тарифным ставкам (окладам), сдельным расценкам, в процентах от выручки и т.д.;

- стимулирующие надбавки и доплаты к тарифным ставкам, должностным окладам за профессиональное мастерство, квалификационный разряд, расширение зон обслуживания, выполнение обязанностей временно отсутствующего работника и другие, предусмотренные положениями об оплате;

- компенсационные выплаты и доплаты, связанные с условиями труда, - выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда (по коэффициентам и процентным надбавкам), повышенная оплата труда на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, за работу в ночное время, оплата работы в выходные и нерабочие праздничные дни, оплата сверхурочной работы;

- премии и вознаграждения, предусмотренные положениями об оплате (премировании) работников организаций, и др.

1.2 Формы и системы оплаты труда в современных условиях

В условиях рыночного хозяйствования, в соответствии с изменениями в экономическом и социальном развитии страны существенно меняется и политика в области оплаты труда, социальной поддержки и защиты работников. Многие функции государства по реализации этой политики переданы непосредственно предприятиям, которые самостоятельно устанавливают формы, системы и размеры оплаты труда, материального стимулирования его результатов.

Понятие «заработная плата» наполнилось новым содержанием и охватывает все виды заработков (а также различных премий, доплат, надбавок и социальных льгот), начисленных в денежной и натуральных формах (независимо от источников финансирования), включая денежные суммы, начисленные работникам в соответствии с законодательством за не проработанное время (ежегодный отпуск, праздничные дни и т.п.).

Основная задача организации оплаты труда состоит в том, чтобы поставить оплату труда в зависимость от количества и качества трудового вклада каждого работника и тем самым повысить стимулирующую функцию вклада каждого. Организация оплаты труда предполагает:

? определение форм и систем оплаты труда работников предприятия;

? разработку критериев и определение размеров доплат за отдельные достижения работников и специалистов предприятия;

? разработку системы должностных окладов служащих и специалистов;

? обоснование показателей и системы премирования сотрудников.

Вопросы организации труда занимают одно из ведущих мест в социально-экономической политике государства. В условиях рыночной экономики практическое осуществление мер по совершенствованию организации оплаты труда должно быть основано на соблюдении ряда принципов оплаты труда, которую необходимо базировать на следующих экономических законах: законе возмещения затрат на воспроизводство рабочей силы, законе стоимости. Из требований экономических законов может быть сформулирована система принципов организации оплаты труда, включающие:

? принцип оплаты по затратам и результатам, который следует из всех указанных выше законов. На протяжении длительного периода времени вся система организации оплаты труда в государстве было нацелена на распределение по затратам труда, которое не соответствует требованиям современного уровня развития экономики. В настоящее время более строгим является принцип оплаты по затратам и результатам труда, а не только по затратам;

? принцип повышения уровня оплаты труда на основе роста эффективности производства, который обусловлен, в первую очередь, действием таких экономических законов, как закон повышающейся производительности труда, закон возвышения потребностей. Из этих законов следует, что рост оплаты труда работника должен осуществляться только на основе повышении эффективности производства;

? принцип опережения роста производительности общественного труда по сравнению с ростом заработной платы, который вытекает из закона повышающейся производительности труда. Он призван обеспечить необходимые накопления и дальнейшее расширение производства;

? принцип материальной заинтересованности в повышении эффективности труда следует из закона повышающейся производительности труда и закона стоимости. Необходимо не просто обеспечивать материальную заинтересованность в определенных результатах труда, но и заинтересовать работника в повышении эффективности труда. Реализация этого принципа в организации оплаты труда будет способствовать достижению определенных качественных изменений в работе всего хозяйственного механизма.

Заработная плата тесно связана с производительностью труда. Производительность труда - важнейший показатель эффективности процесса труда, представляет собой способность конкретного труда создавать в единицу времени определенное количество продукции. А заработная плата относится к денежному вознаграждению, выплачиваемому работнику за выполненную работу. Линия поведения каждого предпринимателя должна заключаться в том, чтобы поощрять то, что способствует росту производительности. В деятельности по организации оплаты труда предпринимателю редко предоставляется полная самостоятельность. Обычно оплата труда регулируется и контролируется компетентными государственными органами.

В соответствии с Трудовым Кодексом оплата труда - система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорам, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами. Заработная плата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

Оплата труда в управлении представляет собой совокупность средств, выплаченных работникам, как состоящим, так и не состоящим в списочном составе предприятия, в денежной и натуральной форме за отработанное время (выполненную работу), за неотработанное время, единовременные поощрительные выплаты на питание, жилье, топливо, оплачиваемые в установленном действующим законодательством порядке.

Как социально-экономическая категория заработная плата требует рассмотрения с точки зрения ее роли и значения для работника и работодателя, т.е. в управлении.

Для работника заработная плата - главная и основная статья его личного дохода, средство воспроизводства и повышения уровня благосостояния его самого и его семьи, а отсюда и стимулирующая роль заработной платы в улучшении результатов труда для увеличения размера получаемого вознаграждения.

Для работодателя заработная плата работников - это расходуемые им средства на использование привлекаемой по найму рабочей силы, что составляет одну из основных статей расхода в себестоимости производимых товаров и услуг. Уровень оплаты труда оказывает ощутимое воздействие на поведение и работника, и работодателя, складывающееся в связи с регулированием отношений между ними в условиях неравновесного состояния спроса и предложения рабочей силы на рынке труда., Таким образом, в условиях рыночных отношений оплата труда призвана выполнять не только воспроизводственную и стимулирующую функцию, но и регулирующую.

Различают основную и дополнительную оплату труда. Под основной заработной платой принято понимать:

? выплаты за отработанное время, за количество и качество выполненных работ при повременной, сдельной и прогрессивной оплате;

? доплаты в связи с отклонениями от нормальных условий работы, за сверхурочные работы, за работу в ночное время и в праздничные дни;

? премии, премиальные надбавки.

Дополнительная заработная плата включает выплаты за не проработанное время, предусмотренные законодательством о труде и коллективными договорами: оплата времени отпусков; времени выполнения государственных и общественных обязанностей; льготных часов подростков; выходного пособия при увольнении и др.

Трудовым Кодексом Российской Федерации определяются общие условия оплаты труда рабочих и служащих. Статьей 37 Конституции определено, что каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, принудительный труд запрещен. Каждый человек в России имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Каждый гражданин имеет право на отдых. Работнику, работающему по трудовому договору, гарантируются установленные законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. [15]

Вопросы оплаты труда на предприятиях регулируются путем принятия внутренних нормативных документов и осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде. К важнейшим из них относятся трудовой договор (контракт), коллективный договор, локальные нормативные акты.

Трудовой договор - это соглашение между трудящимся и организацией, по которому трудящийся обязуется выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а организация обязуется выплачивать трудящемуся заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде. Трудовой договор заключается в письменной форме. Преимущество письменной формы заключения трудового договора в том, что все условия договора фиксируются в едином акте, обязательном для сторон. Письменная форма договора повышает гарантии сторон в реализации достигнутых договоренностей по важнейшим условиям труда.

Коллективный договор представляет собой правовой акт, регулирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между работодателем и работниками организации, заключается на срок от одного года до трех лет и вступает в силу с момента подписания его сторонами руководителем организации и органом, уполномоченным на представительство общим собранием работников организации. Трудовой договор включает в себя такие разделы как: форма, система оплаты труда, денежные вознаграждения, пособия компенсации, доплаты; определение рабочего времени и времени отдыха; подготовка и повышение квалификации кадров; улучшение условий и охрана труда работников; жилищно-бытовая работа и организация питания; спортивная и культурно-массовая работа. Коллективный договор одобряется на общем собрании трудового коллектива. Выполнение обязательств коллективного договора контролируют администрация организации и профсоюзный комитет.

Каждая организация строит систему оплаты труда с учетом различных обстоятельств: вида деятельности; размеров организации и структуры управления; наличия филиалов, обслуживающих производств и хозяйств. Все это находит отражение в локальных нормативных актах. К локальным нормативным актам относятся: Положение о системе оплаты труда, Положение о премировании, Положение о выплате вознаграждения по итогам работы за год, Положение о выплате вознаграждения за выслугу лет, Положение о функциональном подразделении (службе) организации, ее филиалах и хозяйствах, должностные инструкции, правила внутреннего трудового распорядка. Все они должны быть утверждены руководителем организации.

Характерной особенностью реформы заработной платы в условиях становления рыночной экономики является существенное изменение отношений между государством, предприятием и работником по вопросам оплаты его труда и значительное расширение прав предприятий в области заработной платы. В настоящее время государством в законодательном порядке определяется только размер общероссийской минимальной заработной платы как основы формирования заработной платы различных групп и категорий работников по отраслям, регионам, предприятиям, организациям. Разработка всех остальных вопросов оплаты труда является компетенцией предприятий.

В настоящее время минимальный размер оплаты труда выполняет три основные функции:

? является государственной гарантией минимального размера оплаты труда;

? выполняет роль норматива при исчислении административных штрафов, налогов, сборов и иных платежей, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;

? служит критерием для определения размера пособий и компенсаций, выплачиваемых в соответствии с законодательством по социальной защите населения.

Расчеты с персоналом по оплате труда составляют значительную часть комплекса расчетных операций. Обязательства по оплате труда включают комплекс расчетов и обязательств, в который входят: обязательства по начислению и выплате заработной платы; удержание налогов с начисленных сумм и их перечисление в бюджет; обязательства по хранению и выплате депонентских сумм, возникших из-за неполучения заработной платы некоторых работников в срок; начисление и перечисление по назначению средств на социальное и медицинское страхование, на пенсионное обеспечение; начисление и выплата пособий по временной нетрудоспособности и другим обстоятельствам персоналу предприятия; удержание и перечисление по назначению различных сумм по требованиям к отдельным лицам из персонала предприятия или по их просьбе.

В современном понимании формы и системы оплаты труда можно определить как организационно-экономические механизмы соотнесения затрат и результатов труда работника с размером причитающейся ему заработной платы. Формы оплаты труда определяются как способы установления зависимости величины заработной платы работника от полученных результатов его труда в течение определенного времени, а системы оплаты труда - это, по существу, технология реализации этой зависимости. При переходе к рыночной экономике меняются формы регулирования трудовых отношений, в том числе и в вопросах заработной платы.

Рассматривая проблемы оплаты труда, любой человек может заметить, что одно только определение размера заработной платы может вызвать значительные затруднения у всех участников трудовых взаимоотношений: работник всегда желает иметь как можно более высокий уровень дохода, тогда как работодатель стремиться сократить свои издержки.

На первом месте по важности среди факторов, влияющих на эффективность использования рабочей силы, стоит система оплаты труда. Именно заработная плата, а зачастую только она является той причиной, которая приводит рабочего на его рабочее место. Поэтому значение данной проблемы трудно переоценить.

Учет труда и заработной платы должен обеспечить оперативный контроль над количеством и качеством труда, за использованием средств, включаемых в фонд заработной платы и выплаты социального характера.

Новые системы организации труда и заработной платы должны обеспечить сотрудникам материальные стимулы. Необходимо учитывать так же, что формирование и величина прибыли зависят от выбранной системы оплаты труда.

Формы оплаты труда отличаются большим разнообразием. Широко применяются сдельная и повременная оплата труда.

Сдельная - форма заработной платы, при которой заработок зависит от количества произведенных единиц продукции с учетом их качества, сложности и условий труда. При сдельной оплате труда расценки определяются исходя из установленных разрядов работы, тарифных ставок (окладов) и норм выработки (норм времени). Сдельная расценка определяется путем деления часовой (дневной) тарифной ставки, соответствующей разряду выполняемой работы, на часовую (дневную) норму выработки. К разновидностям сдельной формы оплаты труда относятся:

­ прямая сдельная - при которой оплата труда рабочих повышается в прямой зависимости от количества выработанных ими изделий и выполненных работ, исходя из твердых сдельных расценок, установленных с учетом необходимой квалификации;

­ сдельно-премиальная - предусматривает премирование за перевыполнение норм выработки и конкретные показатели их производственной деятельности (отсутствие брака, рекламации и т.п.);

­ аккордная - система, при которой оценивается комплекс различных работ с указанием предельного срока их выполнения;

­ сдельно-прогрессивная - предусматривает оплату выработанной продукции в пределах установленных норм по прямым (неизменным) расценкам, а изделия сверх нормы оплачиваются по повышенным расценкам согласно установленной шкале, но не свыше двойной сдельной расценки;

­ косвенно-сдельная - применяется для повышения производительности труда рабочих, обслуживающих оборудование и рабочие места. Труд их оплачивается по косвенным сдельным расценкам из расчета количества продукции, произведенной основными рабочими, которых они обслуживают.

Повременная - форма заработной платы, при которой заработная плата зависит от количества затраченного времени (фактически отработанного) с учетом квалификации работника и условий труда. При повременной оплате работникам устанавливаются нормированные задания. Для выполнения отдельных функций и объемов работ могут быть установлены нормы обслуживания или нормы численности работников. Различают простую повременную систему оплаты труда и повременно-премиальную:

­ простая.

­ повременная - оплата производится за определенное количество отработанного времени независимо от количества выполненных работ; повременно-премиальная - оплата не только отработанного времени по тарифу, но и премии за качество работы.

В большей части крупных и средних организаций используется тарифная система оплаты труда, что предполагает зависимость размера оплаты труда от сложности выполняемой работы, условий труда, природно-климатических условий выполнения работы, интенсивности и характера труда.

Тарифная система позволяет качественно оценить труд, служит основой организации заработной платы рабочих, строится в зависимости от условий труда, квалификации работающих и формы оплаты труда.

Она включает совокупность нормативов:

? тарифные ставки, определяющие размер оплаты труда в час или за день и схемы должностных окладов;

? тарифные сетки, показывающие соотношение в оплате труда между различными разрядами работ и рабочих (квалификациями);

? тарифно-квалификационные справочники, с помощью которых можно определить разряд работы и рабочих в соответствии с тарифной сеткой;

? районные коэффициенты и разного рода надбавки и доплаты тарифного характера, которые предназначены для использования при установлении ставок и окладов работниками и при определении размеров их вознаграждения за выполненную работу.

В условиях рыночных отношений предприятия могут вводить самостоятельно ту или иную систему тарификации труда. Вместе с тем достаточно ощутимое воздействие на позицию большинства предприятий при решении этой задачи оказывают централизованно разрабатываемые на федеральном уровне рекомендации.

В настоящее время предприятиям предложено руководствоваться Единой тарифной сеткой (ETC), в которой предусмотрено 18 разрядов тарификации (групп оплаты). Это число разрядов установлено на основании различий в сложности труда рабочих и служащих. В ETC заложен размер нарастания от разряда к разряду: с I-III -30 процентов, с IV по XV - 13 процентов, а с XVI-XVIII - 11 процентов. Тарифные ставки (оклады) по разрядам дифференцируются в ETC только по признаку сложности выполняемых работ и квалификации работников. Выполнение простейших работ оплачивается по тарифной ставке 1 разряда. Тарифные ставки рабочих остальных разрядов превышают этот размер в зависимости от уровня квалификации их труда, т.е. присвоенного тарифного разряда и установленного тарифного коэффициента.

Бестарифная система появилась как аналог японской системы «плавающих» окладов, суть которой заключается в том, что с учетом динамики итогов работы за месяц (хуже или лучше) в следующем месяце для работников назначаются новые должностные оклады (соответственно меньше или больше).

Бестарифная система оплаты труда ставит заработок работника в полную зависимость от конечных результатов работы коллектива, к которому относится работник. При этой системе не устанавливается твердого оклада или тарифной ставки. Применение такой системы целесообразно лишь в тех ситуациях, когда есть реальная возможность учесть результаты труда работника при общей заинтересованности и ответственности каждого члена коллектива. Учитывая, что формы, системы и размер оплаты труда работников предприятия, а также другие виды их доходов устанавливаются предприятиями самостоятельно, предприятие вправе в положении о системе оплаты труда работников предусмотреть натуральную форму оплаты труда.

Применение тех или иных систем оплаты труда зависит от многих факторов. Изучение этих факторов позволяет выбрать адекватную форму или систему оплаты труда для конкретного предприятия. Кроме того, изучение зарубежного опыта также является полезным для установления принципов, форм и систем оплаты труда в рыночных условиях.

1.3 Надбавки к заработной плате и удержания из нее

Для отдельных категорий работников Трудовым кодексом установлены особенности оплаты труда. К таким работникам относятся сотрудники, работающие:

- по совместительству;

- в тяжелых климатических условиях;

- во вредных и тяжелых условиях;

- по разным квалификациям.

Также существуют особенности при оплате времени простоя, бракованной продукции и вынужденного прогула.

Многие организации помимо заработной платы выплачивают работникам различные надбавки. Надбавки бывают:

- выплачиваемые по инициативе организации-работодателя;

- установленные законодательно (которые работодатель должен выплачивать в обязательном порядке).

Законодательно установлены следующие надбавки:

- за подвижной характер работы;

- за разъездной характер работы;

- за работу вахтовым методом;

- за работу в условиях Крайнего Севера.

В целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей, статьей 164 ТК РФ установлены денежные выплаты, называемые компенсации.

Статьей 165 ТК РФ установлены случаи предоставления гарантий и компенсаций. Организация обязана выплачивать работникам следующие компенсации:

- за использование личного автомобиля работника в служебных целях;

- за использование личного имущества работника;

- при переезде на работу в другую местность;

- работникам-донорам.

Работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка. Продолжительность основного отпуска - 28 календарных дней.

Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, выполняющим работы особого характера (начальник управления), продолжительность дополнительного отпуска составляет 12 дней.

Общая продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска исчисляется в календарных днях. Нерабочие праздничные дни, приходящиеся на период отпуска, в число дней отпуска не включаются и не оплачиваются.

Право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении 6 месяцев его непрерывной работы в данной организации, по соглашению сторон отпуск может быть предоставлен и до истечения шести месяцев.

До истечения шести месяцев непрерывной работы оплачиваемый отпуск по заявлению работника предоставляется:

- женщинам - перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него;

- работникам в возрасте до восемнадцати лет;

- работникам, усыновившим ребенка (детей) в возрасте до трех месяцев;

- в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Отпуск за второй и последующие годы работы может предоставляться в любое время рабочего года в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым не позднее, чем за две недели до наступления календарного года. О времени начала отпуска работник извещается не позднее, чем за две недели до его начала.

В исключительных случаях, когда предоставление отпуска работнику в текущем рабочем году может неблагоприятно отразиться на нормальном ходе работы организации, допускается с согласия работника перенесение отпуска на следующий рабочий год. При этом отпуск должен быть использован не позднее 12 месяцев после окончания того рабочего года, за который он предоставляется.

По соглашению между работником и работодателем ежегодный оплачиваемый отпуск может быть разделен на части. При этом хотя бы одна из частей этого отпуска должна быть не менее 14 календарных дней.

Отзыв работника из отпуска допускается только с его согласия. Неиспользованная в связи с этим часть отпуска предоставляется по выбору работника в удобное для него время в течение текущего рабочего года или присоединена к отпуску за следующий рабочий год. Не допускается отзыв из отпуска работников в возрасте до восемнадцати лет, беременных женщин.

При увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

Бывают случаи, когда на предприятии отпуска работникам в течение года предоставляются неравномерно. Для избегания неравномерного распределения затрат на оплату отпусков работникам предприятие имеет право за счет себестоимости создавать для этой цели резерв. Для этого в течение года производятся отчисления в данный резерв, а начисление отпускных происходит за счет сумм резерва.

Для того чтобы предприятие имело право создавать данный резерв, ему необходимо выполнять условия:

1) В учетной политике указать необходимость данного резерва.

2) Сумму ежемесячных отчислений подтвердить расчетом на текущий год. Предприятие самостоятельно может определять способ отчисления ежемесячной суммы отпускных, в виду того, что правила расчета отчислений нормативными актами не установлены.

Многие фирмы ведут налоговый учет в регистрах, разработанных по рекомендациям МНС России. Для учета «зарплатных» расходов налоговики советуют использовать Регистр расходов по оплате труда.

Как сформировать резервы на отпускные и вознаграждения за выслугу лет, рассказано в статье 324.1 Налогового кодекса РФ. Создают их в начале года. Для этого рассчитывают процент резервных отчислений. Определяем приблизительный размер годовых расходов на выплату отпускных (вознаграждений за выслугу лет) и делим его на такие же предполагаемые расходы по оплате труда. Отпускные и вознаграждения за выслугу лет в резерв включают с учетом единого социального налога, а в прочие расходы по оплате труда этот налог не входит. Расчет процента оформляют специальным документом. Его составляют в произвольной форме.

Отчисления в резерв делают ежемесячно. А рассчитывают их так: умножают фактические расходы по оплате труда за соответствующий месяц (без учета отпускных или вознаграждений за выслугу лет) на процент отчислений. Конечно, такой расчет также лучше сделать в произвольной письменной форме.

Рассчитав сумму отчислений в резерв на оплату отпусков (выплату вознаграждений за выслугу лет), нужно включить ее в состав расходов на зарплату. Поэтому организации, которые ведут автономный налоговый учет, переносят данные об этих отчислениях в уже упомянутый нами Регистр расходов по оплате труда.

Тем организациям, которые рассчитывают налогооблагаемую прибыль по данным бухучета, придется создать резерв на оплату отпусков (вознаграждений за выслугу лет) не только для целей налогообложения, но и в бухучете. Это позволяет сделать пункт 72 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Причем в нормативных актах по бухучету не сказано, как создавать и использовать такие резервы.

В течение года все отпускные (вознаграждения за выслугу лет), а также начисленный на них единый социальный налог нужно списывать за счет резерва. Часть резерва, которую не использовали, 31 декабря включают во внереализационные доходы.

Но, разумеется, средства, зарезервированные в течение года, могут оказаться меньше, чем фактически было начислено отпускных (вознаграждений за выслугу лет). Эту разницу списывают на расходы по оплате труда. Сделать это нужно только в конце года.

При ведении автономного налогового учета разрабатываются Регистры движения резерва на оплату отпусков (выплату вознаграждений за выслугу лет). Те же, кто определяет налогооблагаемую прибыль по данным бухучета, смогут отслеживать состояние резерва на счете 96 «Резервы предстоящих расходов».

При расчете пособий по временной нетрудоспособности бухгалтеру нужно учесть четыре основных изменения.

Во-первых, сумма больничных будет зависеть от продолжительности страхового стажа. Это период работы сотрудника, в течение которого он был застрахован на случай временной нетрудоспособности (п. 1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.06 №255-ФЗ). До этого года учитывался непрерывный трудовой стаж.

Во-вторых, средний дневной заработок для расчета пособия определяется исходя из календарных дней в расчетном периоде, который по-прежнему составляет 12 месяцев, предшествующих месяцу нетрудоспособности (п. 3 ст. 14 Федерального закона №255-ФЗ). Раньше для этих целей брались рабочие дни.

В-третьих, оплачиваться будут не рабочие, а календарные дни болезни (п. 5 ст. 14 Федерального закона №255-ФЗ).

В-четвертых, максимальный размер пособия увеличен с 15 000 до 16 125 рублей (п. 1 ст. 13 Федерального закона от 19.12.06 №234-ФЗ).

При непрерывном стаже работы: до 6 месяцев - 1 МРОТ; до 5 лет - размер пособия 60% среднего заработка; до 8 лет - 80% среднего заработка; свыше 8 лет - 100% среднего заработка. В размере 100% независимо от непрерывного стажа работы выплачиваются пособия по временной нетрудоспособности при наличии 3-х и более детей в возрасте до 18 лет, инвалидам Великой отечественной войны и при трудовом увечье и профессиональном заболевании, а также пособия по беременности и родам.

С 1 января 2007 года пособия по временной нетрудоспособности рассчитывают исходя из страхового стажа работника и за каждый календарный день.

Исчисление среднего заработка осуществляется в порядке установленным Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 №870 «Об исчислении среднего заработка (дохода) при назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию». С 01.01.2007 при определении среднего заработка для расчета ежемесячного пособия по уходу за ребенком надо учитывать выплаты, указанные в п. 2 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 №255-ФЗ.

Заработная плата работника может быть уменьшена на сумму различных удержаний.

Удержания могут осуществляться в пользу:

- бюджета;

- организации, в которой работает работник;

- третьих лиц.

В пользу бюджета удерживаются суммы налога на доходы физических лиц, а также штрафы за нарушения налогового и административного законодательства.

В пользу организации могут удерживаться невозвращенные подотчетные суммы, отпускные за неотработанные дни оплачиваемого отпуска, материальный ущерб, нанесенный работником организации, и т.д.

В пользу третьих лиц удерживаются алименты; суммы, предназначенные для возмещения причиненного вреда; взносы, перечисляемые по заявлению работника в страховые и благотворительные организации, и т.д.

Удержания бывают:

- обязательные;

- по инициативе организации;

- по исполнительным надписям нотариальных контор;

- по заявлению работника.

Основанием при удержании алиментов является исполнительный лист, в котором указываются срок его действия и форма удержания (доля заработка, процент, абсолютная сумма), а также личное заявление работника и отметки органов внутренних дел в паспортах лиц о том, что они обязаны уплачивать алименты. По решению суда удержания с осужденных к исправительным работам по каждому месту их работы, как правило, осуществляется в размерах от 5% до 20% заработка без вычетов.

Алименты удерживаются со всех видов заработка по каждому месту работы, исключая удержания в Пенсионный фонд и подоходный налог. Алименты удерживаются как с сумм заработной платы, так и с сумм пособий по больничным листам, пенсий и стипендий. Не взыскиваются алименты с материальной помощи, единовременных вознаграждений за изобретения и рационализаторские предложения. К данному виду удержаний относятся и удержания по исполнительной надписи нотариальных контор - пошлины, штрафы, пени.

Права граждан на различные виды социальной защиты (материальное обеспечение по болезни, старости, инвалидности и т.п.) закреплены Конституцией РФ. В соответствии с ТК и нормативными документами Минфина РФ и Минтруда РФ фонды социальной защиты создаются без вычетов из заработной платы работников. В настоящее время в РФ создаются следующие фонды социальной защиты: пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования и фонд занятости населения.

Отчисления в эти фонды являются обязательными для всех предприятий, учреждений и организаций.

Начиная с 1 января 2002 года, налогоплательщики ежемесячно начисляют и уплачивают:

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Причем в соответствии с пунктом 5 статьи 24 Закона №167-ФЗ уплата этих взносов должна осуществляться двумя платежными поручениями отдельно по страховой части и отдельно по накопительной части трудовой пенсии;

- ЕСН. При этом его уплата, как раньше, осуществляется четырьмя платежными поручениями: отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд (ФСС, ФФОМС, территориальный фонд ОМС).

Несмотря на то, что уплачивают ЕСН по-прежнему ежемесячно, отчетными периодами по нему теперь признаются квартал, полугодие и 9 месяцев. Поэтому налогоплательщики сдают Расчетную ведомость по ЕСН в Территориальный Фонд социального страхования ежеквартально (не позднее 15 числа, следующего за отчетным периодом).

Срок представления в налоговые органы налоговой декларации по ЕСН за год - 30 марта следующего года. Также налогоплательщикам необходимо по окончании года еще одну копию декларации по ЕСН (уже с отметкой налогового органа) представить также и в свой территориальный орган ПФ РФ (не позднее 1 июля следующего года).

Теперь перейдем к порядку уплаты налога на доходы физических лиц, установленную в НК РФ. Налоговым периодом в отношении этого налога согласно ст. 216 Кодекса по-прежнему признается календарный год. Основная налоговая ставка для граждан - налоговых резидентов РФ, то есть с физических лиц, фактически находящихся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году, 13% независимо от размера полученного дохода (п. 1 ст. 224 НК РФ). Иные размеры ставок предусмотрены для отдельных видов доходов не связанных с исполнением трудовых обязанностей, выполнением работ или оказанием услуг, а также в отношении любых доходов граждан, не являющихся налоговыми резидентами РФ.

Глава 23 НК РФ предусматривает возможность уменьшения налогооблагаемого дохода физического лица на суммы налоговых вычетов.

Налоговый кодекс РФ предусматривает возможность применения налогоплательщиком следующих налоговых вычетов:

- стандартные налоговые вычеты;

- социальные налоговые вычеты;

- имущественные налоговые вычеты;

- профессиональные налоговые вычеты.

По своей правовой природе указанные налоговые вычеты являются налоговыми льготами, предоставляемыми по объекту налогообложения по налогу на доходы физических лиц.

Предприятия чаще всего предоставляют работникам стандартные налоговые вычеты, которые зависят от категории налогоплательщиков, их размер составляет: 3000 руб., 500 руб., 400 руб. и 600 руб. за каждый месяц налогового периода.

Сотрудники предприятий предоставляют в бухгалтерию документы, удостоверяющие применение стандартного налогового вычета:

Заявление

Ксерокопия свидетельства о рождении ребенка (детей) до 18 лет

Справка о составе семьи

Справка с места учебы (ученики школ 10-11 классы, студенты до 24 лет).

Таким образом, мы рассмотрели законодательное регулирование учета заработной платы в РФ, порядок начислений работникам заработной платы, порядок удержаний из заработной платы. Можно сделать вывод о развитости российского законодательства в этой области.

     



рефераты
рефераты
© 2011 Все права защищены