Водоснобжение
Машины с электрическим
приводом.
Многоопорные
электрифицированные дождевальные машины «Днепр» , «Кубань», «Коломенка», а
также колесные трубопроводы ДКН-80 и ТКС-90 представляют группу машин
оборудованных электроприводом.
Колесные трубопроводы ДКН-80,
ТКС-90 и дождевальная машина «Днепр» работают позиционно, а от позиции к
позиции перемещаются фронтально. Такие условия работы позволяют эффективно
использовать электропривод. Так как в этом случае используется один передвижной
источник электропитания в комплексе с несколькими машинами, рационально
используется земля, а отсутствие у машин насосного агрегата обеспечивает
высокую экономическую эффективность топлива. Разобщенность процесса полива и
передвижения практически исключают опасность в работе оператора.
Перспективен электрический
привод на многодвигательных машинах, работающих с забором воды из открытого
канала («Кубань»). В этих машинах для создания требуемого напора ставятся
дизель-насосные установки. Логическим добавлением к дизель-насосной установке
является генератор для выработки электроэнергии, обеспечивающей питанием
двигатели опорных тележек. Электромеханические передачи имеют ряд преимуществ
по сравнению с другими приводами, применяемых в дождевальных машинах.
Использование электродвигателей в многоопорных дождевальных машинах позволяет
повысить надежность в работе, улучшает тяговые качества машины, создает
благоприятные условия для автоматизации управления ими.
В последующих разделах
приведены технические характеристики, технологические схемы работы, элемента
привода и автоматизации вышеперечисленных машин с электрическим приводом.
Вопросы, связанные с
энергосбережением, улучшением условий труда оператора, а также с охраной
окружающей среды, ставят под сомнение использование дизельных двигателей в
многоопорных дождевальных машинах с электроприводом, т.е. необходима их замена
на электродвигатели, подключенные к центральной энергосистеме страны.
Многообещающим представляется применение постоянного тока, а также движителей
высокой проходимости на базе мотор-колеса.
Дождевальный фронтальный
с механизированным перемещением «Днепр» ДФ-120.
«Днепр» ДФ-120 является одной
из первых отечественных электрифицированных машин. Дождевальная машина ДФ-120
предназначена для полива зерновых и технических культур, лугов и пастбищ.
Водопроводящий трубопровод машины расположен над поверхностью поля на
расстоянии 2,1 м, что позволяет поливать и высокостебельные культуры. Машина
ДФ-120 «Днепр» имеет фронтальное перемещение и работает позиционно. Основные
конструктивные элементы машины «Днепр» отмечены на рис.1-2
Дождевальная машина
«Днепр» состоит из водопроводящего пояса, расположенного на опорных тележках,
ферм, на каждой из которых два среднеструйных дождевальных аппарата,
передвижной электрической станции.
Рис. 1 Дождевальная
машина «Днепр» :
а - конструктивная схема; б - начальная
часть; 1 - опорная тележка; 2 - подсоединительтельный трубопровод; 3 -
водопроводящий трубопровод; 4 - дождевальные аппараты; 5 - фермы-открылки; 6 -
гидранты; 7 - передвижная электрическая станция; 8 - мачта; 9 - стремянка; 10
- соединительная труба; 11 - сливной клапан; 12 - система раскрепляющих тросов
Водопроводящий пояс
представляет собой трубопровод, собранный из соединительных труб, оборудованных
сливными клапанами, двух подсоединительных трубопроводов с опорами. Трубопровод
поддерживается системой раскрепляющих тросов, уголками и мачтой на каждой
опорной тележке. На выходной патрубок закрытой оросительной сети, от которой
работает дождеватель, устанавливаются гидранты, служащие переходным
соединительным звеном между водопроводящим поясом машины и оросительной сетью.
Рис.2 Дождевальная
машина ДФ-120 «Днепр».
а - общий вид; б - схема
водоподачи при поливе.
Техническая
характеристика дождевателя фронтального ДФ-120 «Днепр».
Тип машины Многоопорная
машина с фронтальным
механизированным
перемещением на позиции.
Водозабор Из
открытой оросительной
сети
Привод Электрический
Источник электроэнергии Передвижная
электрическая
станция-генератор
ЕСС5-82-42 с приводом от ВОМ
трактора ЮМЗ-6л
( ЮМЗ-6КЛ/6КМ)
Мощность электродвигателя
мотор-редуктора, кВт 1,1
Габаритные размеры машины в рабочем и
транспортном
положении, м:
длина 448
ширина 27
высота 5,3
Количество секций, шт. 17
Расстояние между гидрантами, м 54
Расход, л/с 120
Напор на гидранте, м.вод.ст. 45±5
Средняя интенсивность дождя, мм/мин 0,3
Количество дождевальных аппаратов, шт.:
а) с механизмом секторного
полива и
с соплами Д=7; 4 мм 4
б) без механизма секторного
полива и
с соплами Д=7; 12 ; 4 мм 30
Марка дождевальных аппаратов
«Роса-3»
Производительность за 1 час основного
времени при норме
600 м3/га, га/ч 0,71
Ширина захвата с учетом перекрытия, м 460
Рабочая скорость передвижения машины,
км/ч 0,49
Допустимый уклон поля 0,02
Количество опорных тележек, кг 13700±1,5%
Привод машины и
автоматизация технологических процессов полива
Передвижение машины с позиции
на позицию осуществляется с помощью электропривода. В состав электропривода
входят мотор-редукторы, смонтированные на каждой из семнадцати опорных
тележках, системы управления и сигнализации, а также силовые кабели. На рис. 3
показан основной элемент привода машины - опорная тележка.
Рис. 3 Опорная тележка:
1 - стеблевод; 2 -
колесо; 3 - ось; 4 - кожух мотор-редуктора; 5 - рама; 6 - желоб; 7 -
мотор-редуктор; 8 - звездочка натяжная; 9 - цепная передача; 10 - передача
зубчатая цилиндрическая.
Опорная тележка представляет
собой сварную пространственную раму из элементов трубчатого профиля,
опирающуюся на два металлических колеса. Мощность мотор-редуктора каждой
тележки 1,1 кВт, напряжение 230 В. Вращение колес осуществляется через пару
цилиндрических зубчатых колес от промежуточного вала. Промежуточный вал, в свою
очередь, приводится в движение от звездочек, расположенных на валу
мотор-редуктора, при помощи цепных передач, смонтированных на тележке.
Электроснабжение привода
обеспечивается от электрогенератора с ходоуменьшением, установленного на
тракторе ЮМЗ-6М, с номинальной мощностью 44 кВт. Электрогенератор приводится в
движение от вала отбора мощности трактора. Напряжение в сети 220 В, частота 50
Гц.
Для сохранения
прямолинейности поливного трубопровода имеются специальные электрические
синхронизирующие устройства с напряжением в сети 120 В, включающие конечные
выключатели, магнитные пускатели и блоки ртутных переключателей. Механизм
управления подсоединен ко всем тележкам, за исключением первой и последней.
Выравнивание движения
промежуточных тележек выполняется автоматическим механизмом синхронизации,
изображенном на рис. 4.
Рис. 4. Механизм
управления машины «Днепр»:
1 - проводящий
трубопровод; 2 - штанга; 3 - опорный ролик; 4 - трос; 5 - тяга штанги; 6 -
барабан; 7 - подвеска; 8 - пружина; 9 - ртутный прерыватель; 10 - кулачок; 11 -
рычаг сигнализирующего устройства; 12 - кулачковый вал; 13 - концевые
выключатели. Стрелкой показано направление движения машины.
Если какая-либо тележка
опережает соседние, то штанга смещается относительно изогнувшегося
водопроводящего трубопровода в сторону, противоположную направлению движения
машины, и с помощью троса поворачивает барабан, а вместе с ним и кулачковый
вал, выключая тем самым верхний конечный выключатель. Выключатель отключает
магнитный пускатель двигателя-редуктора и тележка останавливается. После
выравнивания трубопровода штанга под действием пружины смещается вперед по ходу
движения машины, двигатель-редуктор включается и тележка вновь начинается
двигаться.
Если в результате нарушения
работы электропривода тележки изгиб трубопровода становится недопустимым, то
штанга поворачивает ртутный прерыватель и цепь размыкается. При этом на пульте
управления гаснет лампочка и включается звуковой сигнал, требующий вмешательства
машиниста-оператора.
Модификация машины
«Днепр» ДФ-120.
Базовая модель машины имеет
17 опорных тележек. Производственные условия иногда требуют уменьшения рабочей
длины дождевателя. Для этих случаев промышленность выпускает четыре модификации
машины, в которых рабочая ширина захвата сокращена до 352 м, расчетный расход
уменьшен до 92 л/с, а потребляемая мощность уменьшена с 18,7 кВт до 14,3 кВт.
Указанные минимальные параметры соответствуют машине с 13 рабочими секциями.
Использованная
литература:
1.
В. Ф. Озерин « Автоматизация и привод дождевальных и поливных машин», Москва
1988, Ротапринт МИИСП им. Горячкина
|