Символисты
Декаданс.
Понятие “декаданс” первоначально применялось к
исторической литературе. Применительно к эпохам упадка. А затем было
переименованно на упадоч. лит-ре.:
В 80е годы XIX в во Франции декаданс-ми стали
называть себя литерат-худ. явл. откровенно враждебных реализму. “Декаданс” в их
понимании означал эстетич. неприятие окр. мира, подчеркнутый индивидуализм,
утонченность и осознание себя носителями высокой культуры.
Русский модернизм.
Серебрянный век русской поэзии. Этот термин еще в
начале века употребил в св. статье философ Ник. Бер-в. “Мы живем в серебрянном
веке”. В эмигратции редактор журнала “Апполон” Марковский написал воспоминания
“На Парнасе сер-ого века”.
Русский модернизм делился на 3 течения :
Символизм, Акменизм, Фунуризм
Символизм.
1892 - 1912 гг. Родился он на почве не психологич.
а социальной.
Они демонстр. отказались от служения общ. задаче,
разочаровав. в культ-полит. программе народничества.
Русский символизм был попыткой уйти от
действительности. Символисты отошли от традиций русской лит-ры в мир идеалист.
философии, в мир индивид. восприятия жизни.
Русск. символизм внутренне очень неоднороден. К
началу 1900г. символизм имел 3 направления:
1. Было предст. Мин-м, Мережковским, Гиппиус идр.,
связавшими искусство с богоискательными идеями. Эти писатели демонстративно
отказывались от прогресс. традиц. русск. лит-ры и провозглашали новые принцыпы
литературы.
2. В. Брюсов, Бальмонд и др. Заявили о себе во 2й
половине 90х годов XIX. Они рассматривали нов. напр-ие, как чисто литерат.
явление. Этим поэтам было свойственно ипрессионическое восприятие жизни и
стремление к чисто художественному исполнению поэзии.
Брюсов и Бальмонт так же как и Мережковский и др.
получили название старшие символисты.
3. Младшие символисты. Блок, Белый, Соловьев пришли
в лит-ру в начале века. Выступали с фил. бож-м пониманием мира в духе В,
Соловьева. Развернутая поэтич. декларатция символистов - статья Д.
Меряжковского. Статья “О причинах упадка и новых течениях современной русской
лит-ре”.
В этой статье Мереж. обозначил 3 осн. эл. нового
искусства: мистическое содержание, символы и расширение художественной
впечатлительности”.
“ В поэзи то, что не сказанно и мерцает сквозь
темноту символа действует сильнее на сердце чем то, что выраженно словами
слова, только определяют ограничивают мысль, а символы выражают безграничную
сторону мысли”.
Константин Бальмонд “Элементарные слова о
символистической поэзии”. “Реалисты всегда явл. простыми наюлюдателями,
символисты - всегда мыслители”.
“Говорят, что символисты непонятны ...”,”Если вы
любите непоср. впечатл., наслаждайтесь в сиволизме свойственной ему новизной и
роскошью картин. Если вы любите впечатл. сложные, читайте между строк - тайные
строки выступают и будут говорить с вами красноречиво.
Брюсов “Ключи тайн”.
“Искусство - есть постижение мира любыми
нерассуд-ми путями. Созд искусства - это приотворенные двери в вечность.
“Искусство начинается в тот миг, когда художник пытается уюснить самому себе
свои темные, тайные чувствования. Где нет этой тайности - нет искусства.
Искусство может быть велич-й силой, которое имеет человечество”.
Мистическое содержание произрастает из
идеалистической философии, они исходят из идеи двоеличия, т.е. противопост.
мира земного и небесного мира, мира реального и царства духовного.
Мир реальный - низкий, осязаемый, познаваемые,
постеж. разумом, рациональный. Высшая ступень - мировая душа - это ирреальный
мир, мир непознаваемого, непостижимого разума, а восп. сердцем и душой.
Исскуство - это ср-во преобр-я мира земного,
низшего, грубого. Искусство помогает достич идеалов, приобщиться к царству
души. Велика роль поэта символиста, он творец новой жизни, пророк, помогает
создать нового человека. Миссий поэта - самая высокая на земле. Искусство выше
всех сфер человеч. жизни.
Символ - и есть тот знак который соед-т эти 2
реальности, это связь миров земного и небесного. Связь эта устанавливается
только чувствами, интуитивно, иррационально. Символ - бесконечная цепь смыслов.
В отличии от слова он многозадачен. Брюсов называл символизм “поэзией намеков”.
|