Пути экономии строительных материалов
Министерство образования Украины
Киевский государственный университет строительства и архитектуры
кафедра строительных материалов
Реферат
на тему: ’’Пути экономии строительных материалов”
Написал: студент ПГС-27
Иваненко А.В.
Проверил: ст. препод.
Анисимов
А.Б.
Киев - 1996
Вступление
В этом реферате приведены основные направления
снижения энергетических затрат при производстве стали, цемента, сборного
железобетона. Также описаны: основные источники потерь цемента при его
производстве, транспортировке, применении; эффективные направления снижения
расхода металла в железобетонных конструкциях; проблемы экономного расходования
лесоматериалов.
При изготовлении большинства строительных
материалов основная часть затрат падает на сырье и
топливо. На производство строительных материалов
и конструкций ежегодно расходуется около 50 млн. т условного топлива. В табл.
1 приведен расход условного топлива на производство основных видов неметаллических строительных
материалов и изделий. Наибольшая доля затрат на топливо
характерна для себестоимости металлов, цемента, пористых заполнителей, керамических стеновых материалов, стекла.
Экономия топлива достигается интенсификацией тепловых процессов и
совершенствованием тепловых агрегатов, снижением влажности сырьевых
материалов, применением вторичного сырья,
промышленных отходов и других технологических приемов. При производстве стали
наиболее эффективной в тепловом отношении является кислородно-конвертерная плавка,
основанная на продувке жидкого чугуна кислородом.
Коэффициент использования теплоты в кислородных конверторах достигает 70%, что
намного выше, чем в других сталеплавильных
агрегатах. Применение кислорода позволяет уменьшить на 5—10 % расход топлива и при мартеновском
способе. Более полно используется теплота отходящих газов в двухванных
мартеновских печах. Прогрессивным способом является получение стали прямым
восстановлением из руд, минуя доменный процесс. При этом
способе отпадают затраты на коксохимическое производство, являющееся основным
при доменном процессе.
В цементной промышленности снижение
затрат топлива достигается обжигом клинкера по сухому способу, получением
многокомпонентных цементов, применением .минерализаторов при обжиге клинкера и
различных типов теплообменных устройств, обезвоживанием шлама,
низкотемпературной технологией, полной или частичной заменой глины такими
промышленными отходами, как золы, шлаки и др. Один из главных резервов снижения
расхода топлива в производстве цемента — уменьшение влажности шлама. Каждый
процент снижения влажности шлама позволяет уменьшить удельный расход топлива на
обжиг клинкера в среднем на 117—146 кДж/кг, т. е. на 1,7—2 %. Удельный расход
теплоты на обжиг при сухом способе составляет 2900—3750 кДж/кг клинкера, а при
мокром в 2—3 раза больше. При введении в сырьевой шлам доменных шлаков или зол
ТЭС расход топлива снижается на 15—18%. При выпуске шлакопортланд-цемента
экономия топлива дополнительно составляет в среднем 30—40 % по сравнению с
чистоклинкерным портландцементом.
В нашей стране разработана
технология низкотемпературного синтеза клинкера с использованием в качестве
каталитической среды хлористого кальция. Эта технология обеспечивает снижение
затрат теплоты на обжиг и помол клинкера на 35—40 % и такое же повышение
производительности печей.
К энергоемким отраслям
промышленности строительных материалов относится и производство сборного
железобетона. На 1 м^3 сборного железобетона в среднем расходуется более 90 кг
условного топлива. До 70 % теплоты идет на тепловую обработку изделий.
Тепловую эффективность производства сборного железобетона можно существенно
повысить, снизив тепловые потери, связанные с неудовлетворительным состоянием
пропарочных камер, тепловых сетей, запорной арматуры и средств контроля
расхода пара.
Непроизводительные потери теплоты уменьшаются при
повышении теплового сопротивления пропарочных камер с помощью различных
теплоизоляционных материалов и легких бетонов. Более экономичными по сравнению
с наиболее распространенными явными пропарочными камерами являются вертикальные, туннельные, щелевые,
малонанорные камеры. В последних, например, расход пара на 30—40 % ниже, чем в
ямных.
Наряду с уменьшением тепловых потерь важнейшее
значение для экономии топливно-энергетических ресурсов в производстве
сборного железобетона приобретает развитие энергосберегающих технологий:
применение высокопрочных
и быстротвердеющих цемситов,
введение химических добавок, снижение температуры
и продолжительности нагрева, нагрев бетона
электричеством и в среде продуктов сгорания природного газа и др. Ускорению
тепловой обработки способствуют способы формования, обеспечивающие
применение более жестких смесей и повышение плотности бетона, использование горячих
смесей, совмещение интенсивных
механических и тепловых воздействий на бетон. Ускорение тепловой обработки достигается при изготовлении конструкций из высокопрочных бетонов. Длительность
тепловой обработки бетонов марок М 600—М 800 можно снизить с 13 до 9—10 ч без перерасхода
цемента. Эффективной технологией ускоренного твердения является бескамерный
способ, основанный на создании искусственного массива бетона пакетированием.
Перспективны способы тепловой обработки бетона в
электромагнитном поле и с применением инфракрасных
лучей. В южных районах страны удельные затраты теплоты на ускорение твердения бетона можно существенно снизить,
используя солнечную энергию.
В
производстве керамических стеновых материалов и пористых заполнителей
эффективным направлением экономии кондиционного топлива является применение
топливосодержащих отходов промышленности. Так, применение в качестве
топливосодержащей добавки отходов углеобогащения позволяет экономить при
получении стеновых керамических изделий до 30 % топлива, исключает
необходимость введения в шихту каменного угля.
Наряду с экономией топлива снижение
материалоемкости строительных изделий в большой мере достигается рациональным
использованием исходных компонентов и в особенности таких, как цемент, сталь,
древесина, асбест и др. Экономия этих материалов достигается на всех этапах их
производства и применения.
Основным источником потерь цемента при его производстве
является вынос в результате несовершенства пылеулавливающих устройств помольных
агрегатов. Перевозка цемента должна осуществляться в специализированных
транспортных средствах. При транспортировании в цементовозах потери цемента
при погрузочно-разгрузочных работах в среднем в 10 раз меньше, чем в крытых
вагонах, в 40 раз меньше, чем в открытом подвижном составе. Одна из причин
перерасхода — смешивание используемых цементов различных марок и видов при
отсутствии достаточного количества емкостей для их хранения. В этих случаях
вынужденно применяют расходные нормы для худшего из смешанных цементов, что
приводит к их перерасходу на 6—8 %. Важное значение имеет применение
кондиционных заполнителей бетона. Каждый процент загрязненности щебня
равнозначен дополнительному расходу примерно 1 % цемента. В табл.2 приведено
возможное снижение расхода цемента при обогащении мелкозернистых песков
укрупняющими добавками.
Нерационально применение цемента
марки 400 для изготовления бетонов марок М 100 и М 150, а также растворов марок
50 и 75. В этих случаях значительное снижение расхода цемента можно достичь
введением в бетонные и растворные смеси минеральных дисперсных добавок,
например, золы-уноса ТЭЦ.
Большое значение для экономного
использования цемента имеет обоснованный выбор области наиболее эффективного
применения цемента с учетом его минералогического состава и
физико-механических характеристик. Например, для сборного железобетона,
подвергаемого тепловой обработке, наиболее пригодны цементы с содержанием СзА
до 8%. Расход цемента увеличивается по мере роста его нормальной густоты
(табл.3), поэтому желательно его применение с минимальной нормальной
густотой.
На предприятиях по производству
бетона и сборного железобетона значительная экономия цемента может быть
достигнута при оптимизации составов бетонов, применением смесей
повышенной жесткости с уплотнением на резонансных и ударных виброплощадках,
предварительным разогревом бетонных смесей и выдерживанием изделий после
тепловой обработки, увеличением продолжительности тепловой обработки,
расширением объема изготовления конструкций с минусовыми допусками, совершенствованием
технологического оборудования и контрольно-измерительной аппаратуры.
Одно из наиболее перспективных
направлений снижения расхода цемента — применение химических добавок. Такие
традиционные химические добавки, как СДБ, позволяют снижать расход цемента на
5—10%. Возможное снижение расхода цемента при применении новейших добавок
суперпластификаторов составляет 15-25'%.Дополнительный источник экономии
цемента при высоком качестве бетона — применение статистического контроля
прочности. Назначение требуемой прочности бетона с учетом его однородности
обеспечивает при повышенной культуре производства снижение расхода цемента на
5—10 %.
Экономия
металла — важнейшая народнохозяйственная задача. В настоящее время в
строительстве ежегодно используется 31—33 млн. т. черных металлов, из
которых 12—13 млн. т. расходуется на арматуру для железобетонных
конструкций, около 8 млн. т. на фасонный и листовой прокат для изготовления
металлоконструкций и опалубочных форм и 11—12 млн. т. на трубы.
Самое эффективное направление снижения расхода
металла в железобетоне—применение для арматуры вы-сокопрочной стали. Арматурная
сталь разных классов и видов является в известных пределах взаимозаменяемой.
Количество стали любого класса (Т) может быть выражено в условно эквивалентном
по прочности приведенном количестве стали класса А - I (Т')
(А)
где Кпр—коэффициент
приведения стали данного класса к стали класса А-1.
В табл.4
приведены значения коэффициента приведения и экономии металла при
использовании арматурной стали различных классов.
Значительный
резерв по экономии металла обеспечивается при изготовлении напряженной
арматуры из высоко прочной проволоки и канатов. Экономия металла достигается
также при более точных расчетах конструкций в соответствии с действительными
условиями их работы под нагрузкой, приближением армирования к требованиям
расчета, оптимизацией конструктивных решений.
При изготовлении арматурных изделий для сборного
железобетона экономию стали получают при сварке сеток и каркасов на
автоматических линиях с продольной и поперечной подачей стержней из бухт, при
расширении всех видов контактной сварки, безотходной стыковке стержней, в том
числе разных диаметров, изготовлении закладных деталей методом штамповки.
Существенная экономия металла
достигается при рациональном проектировании и использовании стальных форм в
промышленности сборного железобетона. На 1 м^3 железобетона в год на
металлические формы затрачивается 6—35 кг стали. Для интенсификации
использования форм необходимо ускорение их оборачиваемости в технолегияеском
потоке.
Освоение бетона высоких марок — еще
один важный резерв снижения расхода металла при производстве железобетона.
Повышение марки бетона на одну ступень снижает расход стали примерно на 50
кг/м^3.
При изготовлении металлических конструкций эффективно
применение легированных сталей, экономичных профилей металлопроката. Применение
трубчатых профилей в строительных конструкциях по сравнению с уголковыми дает
экономию до 30 %.
В строительстве все большее
значение приобретает проблема экономного расходования лесоматериалов.
Прогрессивной тенденцией является максимальное использование вместо древесины
местных строительных материалов, а также арболита, фибролита, древесно-стружечных,
древесно-волокнистых плит и др. На современных передовых деревообрабатывающих
и лесопильных предприятиях предусматривается максимальная утилизация отходов
производства. Для несущих и ограждающих конструкций особенно в условиях
агрессивной среды рационально применение клееной древесины. Применение
деревянных клееных конструкций в сельскохозяйственных производственных зданиях
позволяет в 2—3 раза снизить расход стали и вес зданий. Существенного снижения
материалоемкости можно добиться совершенствованием конструктивных решений
клееных конструкций, использованием для них элементов из водостойкой фанеры.
Применение фанеры позволяет сократить расход древесины на 20—40%, уменьшить
потребность в клее в 1,5—2,5 раза.
ТАБЛИЦА 1.
РАСХОД УСЛОВНОГО
ТОПЛИВА НА ПРОИЗВОДСТВО ОСНОВНЫХ ВИДОВ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ И ИЗДЕЛИЯ.
|