Психоаналитическая терапия искусством
Ãèçåëà
Øìååð
Ïñèõîàíàëèòè÷åñêàÿ
òåðàïèÿ
èñêóññòâîì
Ïåðåâîä
ñ íåìåöêîãî
Íàó÷íûé
ðóêîâîäèòåëü:
äîêòîð
ôèëîñîôñêèõ
íàóê
Îâ÷àðåíêî
Âèêòîð
Èâàíîâè÷
Ìîñêâà 1995
Психоанализ, исследовательская и врачебная концепция и труд Зигмунда
Фрейда, базируется на самонаблюдении (интроспекции), размышлении и воспоминании
(рефлексии) и выражении через слово (вербализации).
Является ли деятельностью выражение через живопись?
Классический психоанализ понимал и
понимает на сегодняшний день под деятельностью любую
отличающуюся от говорения форму выражения и коммуникации, например, язык тела и
живопись, т.е. формы, обходящие нормальный способ осознания через слово.
Выражение при помощи языка тел и выражение через живопись в сумме не менее
ценны; они дают пациенту возможность повторить старые переживания через
действие, а не через воспоминание, заставляют его остановиться в самой глубине
сознания.
Каким образом при таком высоком значении слова в психоанализе может идти речь о психоаналитической терапии искусством?
Уже в течении
нескольких десятков лет существуют отдельные психоаналитики, которые не
оставляют и не хотят оставлять без внимания художественное творчество своих
пациентов. Пациент приносит на прием что-либо, что он нарисовал или сделал.
Спонтанно или по привычке он выражается через живопись, и созданное им может
быть приобщено к психоаналитическому процессу, так как пациент чувствует,
например, что с помощью этого он может выразить себя в большей степени и быть
лучше понятым, или потому что он страдает затруднениями или природными
дефектами речи.
Модифицированный
психоанализ
 ïîñëåäíèå
ãîäû
ïñèõîàíàëèòè÷åñêèå
øêîëû
îòêðûëè äëÿ
ñåáÿ òàêóþ
âîçìîæíîñòü,
è â êà÷åñòâå
ðàñøèðåíèÿ
èëè
ìîäèôèêàöèè
òîãî, ÷òî â
ñâîå âðåìÿ
áûëî
ïðèîáùåíî ê
âûðàæåíèþ
÷åðåç âîîáðàæåíèå
è æèâîïèñü ñ
ïîìîùüþ
àíàëèçîâ, ïðîâåäåííûõ
Ê.Ã. Þíãîì, â
ðàìêàõ,
íàïðèìåð, ìîèõ
ñåìèíàðîâ
âîçíèêëà
ñâîåãî ðîäà
øêîëà
ïñèõîàíàëèòè÷åñêîé
òåðàïèè
èñêóññòâîì,
ãäå íà
ïåðåäíåì
ïëàíå
âûñòóïàþò
ïñèõîäèíàìè÷åñêîå
ïîíèìàíèå è
ðàáîòà ñ êàðòèíàìè
èëè èõ
ýëåìåíòàìè.
Ïðè ýòîì
ïñèõîäèàãíîñòè÷åñêèå
è
òåðàïåâòè÷åñêèå
íà÷àëà
çàèìñòâóþò
âñå
îñíîâíûå
ïðàâèëà ïñèõîàíàëèòè÷åñêèõ
ìåòîäîâ.
Îòëè÷èå íàáëþäàåòñÿ
òîëüêî â òîì,
÷òî âî âðåìÿ
ðàáîòû ñ
êàðòèíîé
ïàöèåíò
äîëæåí íå
ëåæàòü, à ñèäåòü
íàïðîòèâ
òåðàïåâòà.
Äåéñòâèòåëüíî,
ìèìèêà,
æåñòû è
“çíàêè”
ïàöèåíòà
î÷åíü âàæíû
äëÿ òîãî,
÷òîáû
òåðàïåâò íå
îæèäàë îò íåãî
áîëüøåãî,
÷åì îí ìîæåò
âîññòàíîâèòü.
Íåîáõîäèìî
çàïîìíèòü:
êàðòèíà
÷àñòî áûâàåò
ïåðåíàñûùåíà
áåññîçíàòåëüíûì.
Ни один
эксперт
не может предсказать содержание картины!
Каждый психотерапевт привык к
работе со снами и внутренними картинами пациентов. Он обучен и в той или иной
мере талантлив, чтобы во всех красках представить себе то, о чем рассказывает
пациент. И все же мы бываем очень удивлены, когда пациент, раньше “только”
говоривший, начинает по Вашей просьбе рисовать сон, конфликт, какое-либо
чувство и т.д. Картина выглядит не так, как мы представляли ее себе,
слушая пациента: она более красочная, напыщенная, ничтожная, сильная,
“здоровая”, хрупкая, разорванная, непропорциональная, могущественная,
устрашающая, детальная, бедная, богатая, нереальная, абстрактная, духовная -
она совершенно другая. Ни один опытнейший аналитик не может высказать точных
предположений относительно того, что изобразит его
пациент на бумаге и как: какими мазками, какими
красками, каковы будут композиция и распределение пространства.
Игра смены
физических сил и антисил, регрессивная и прогрессивная динамика, разделяющееся
и собирающееся движение - все это видно на картине, все это чувствуется.
Картина становится третьим помощником, указывающим на невидимое ранее,
предлагающим источники и решения.
Картина
как посредник другого языка
Психотерапевт может теперь
сопровождать своих пациентов по ландшафтам души, ими созданными: по лабиринтам,
переливам и пятнам цветов, загадочным символам, существам и духам, по чему-то
хаотически распадающемуся, неприятно точному, по горам, символам страха,
ненависти и ужасным сексуальным символам, по прибоям и берегам, опасным
приключениям и другим местам. Терапевт дозирует, т.е. затрагивает (обсуждает)
ровно столько элементов картины, сколько ее художник сможет восстановить и
переработать.
Процесс
восстановления в случае “модифицированного психоанализа” (с помощью картин) или
в случае “психоаналитической терапии искусством” (при изменяющемся центре
внимания) снова происходит через слово: итак,
картина (образ) становится посредником более глубокого, основательного,
богатого, красочного и приближенного к истине языка.
Процессы
познания
в психоаналитической терапии искусством
У терапии искусством имеется, как
мы увидели, несколько основных положений.
Одно из этих положений называется выражением. На переднем плане находится творческий процесс как таковой.
Способность пациентов самовыражаться (например, в виде живописи) поощряется
терапевтами искусством.
В психоаналитической терапии искусством на
первом месте (как я понимаю) находится процесс познания. Познание и осознание фигурирует во всех известных в психоанализе
течений.
На примере одной картины мне хотелось бы
кратко осветить следующие темы (см. рис. на стр.115).
1. Я в
контексте психодинамики
Прежде всего Я следует искать там, куда указывает сам художник (сама художница) и
говорит: “Это - я”. На этой картине художница сидит, прислонившись к дереву и
протягивает руки к матери. Мать стоит на коленях в темной пещере, вытянув руки,
и смотрит в другую сторону.
Позиция Я у художницы
этой картины регрессивна (взгляд налево на
картине) и беспомощна (прислонение / протянутые
руки).
2. Механизм защиты / Фиксация
Художница фиксируется на матери.
“Вот моя мать стоит на коленях в пещере, наклонившись вперед, и молит о
внимании. Если я умру, вы будете в этом виноваты! В конце концов она покончила
жизнь самоубийством.”
Сидя у корня дерева, словно приклеившись к
нему, художница “смотрит на вину”, оставшуюся ей после смерти матери. Наблюдая
за этим комплексом вины и из-за этого уничтожая свою духовную энергию,
художница открывает для себя дорогу направо, дорогу к прогрессу.
3. Перенос / Проекция
Каждая картина, нарисованная
спонтанно, содержит элементы отношений. Не только между личностями,
нарисованными на ней, но и между автомобилями, дорогами, реками, зверями,
цветами и предметами существует динамика отношений. Эта динамика отношений
исследуется психоаналитически ориентированными терапевтами искусством как в
плане актуальном, так и проективном.
Например, терапевт спрашивает пациентку:
“Существует ли между мной и ней такая же ситуация (переноса), как на картине?”
Вдруг я (условно) - дерево, к которому
прислонилась художница? Или я тянущаяся вверх сестра? Переносит ли на меня
пациентка различные комплексы вины (например, если она вынуждена была отменить
встречу / опоздала / иногда не принимает меня)?
4. Взаимный перенос
Терапевты, которые пережили
примерно то же самое относительно своих матерей,
могут склоняться к тому, чтобы смешать собственные негативные чувства и чувства
художницы, оценить отношение матери как давление и, следовательно, осложнить
конфликт пациентки с матерью.
Терапевтам, исключившим / оттеснившим /
отделившим от себя отца, не приходит в голову, что
на этой картине отца нет. “Отрицание”, “слепое пятно” терапевта и художницы
совпадает и является препятствием.
Или оно может быть шансом: психотерапевт, сам
закончивший курс по самопознанию и имеющий опыт в этом отношении, отдает себе
отчет в существовании “слепых пятен” и использует взаимный перенос для
диагностических целей.
5. Сопротивление
Предложение врача продолжить
картину на листе бумаги, положенном справа, т.е. изобразить дистанцию между
собой и матерью или новую ситуацию отношения, повергает художницу в
нерешительность. Сопротивление воспринимается и обрабатывается ориентированными
на психоанализ терапевтами искусством со всей серьезностью. Оно означает отказ
от фиксации на комплексе вины, в данном случае, например, отделение от матери.
В конце концов художнице удается нарисовать в качестве продолжения картины
дорогу, которая ведет ее, ее брата и сестру в собственную жизнь (см. рис. на
стр. 117). Новый контекст этой картины превращает старую вину в “черную
мозоль”, на которой теперь никто не фиксируется и не задерживается.
6. Источники
Дорога, по которой идут трое
братьев и сестер, теперь “освещается” дорисованным деревом и висящим над ним
солнцем. Дерево - архетипный символ матери. Солнце
символизирует отца. Архетипные символы представляют
собой противовес нехватке настоящих родителей.
Как мы смогли увидеть, психоаналитическая
терапия искусством требует как от терапевта, так и от пациента раскрытия всех смысловых каналов и каналов познания. Тела, души, язык (картин), ум и
дух делят между собой плоды познания: ясность и правду.
Áèáëèîãðàôèÿ
1. Øìååð Ã. ß
íà êàðòèíå. /
Ïðèìåíåíèå
ïñèõîäèíàìèêè
â òåðàïèè
èñêóññòâîì.
// Pfeiffer Verlag, München 1992.
2. Øìååð Ã.
Ëå÷åáíûå
äåðåâüÿ. /
Êàðòèíû
äåðåâüåâ â
ïñèõîòåðàïåâòè÷åñêîé
ïðàêòèêå. // Pfeiffer Verlag, München
1990.
|