Философия и наука
Маяковский, о назначении поэта и поэзии
Нет, пожалуй, в мире ни одного
поэта, который бы не писал о задачах поэзии. Прозой, стихами, критичес-
кими статьями - все равно. Что же до
Маяковского, то ему приходилось еще и отстаивать свое поэтическое кредо,
защищать свои взгляды в постоянной борьбе, защищать статьями, выступлениями,
главное, стихами. Он
считал себя бойцом революции и был им,
утверждая, что стихи пишутся по “социальному заказу”.
Маяковский всегда был там, где
“нужно”. “Грозный смех” - так назвал он впоследствии книгу избранных
текстов и рисунков к плакатам. Смех
действительно был грозный.
А в годы нэпа поэт, засучив рукава,
очищает страну от “разной дряни и ерунды”. Грубые, резкие, уничто-
жающие насмешливые строки Маяковского били
без промаха. “Поэт вылизывал чахоткины плевки”, - с гор-
достью скажет он себе потом.
Молодой Советской республике нужна
реклама, и Маяковский берет на себя эту задачу. Да, такого реклам-
щика страна не видела и вряд ли когда
увидит. Когда за дело берется гений, оживает и реклама (“Нигде, кроме
как в Моссельпроме”, “Заходите, покупайте
хорошие соски. Лучше не было и нет. Готов сосать до старости лет”. Может быть,
еще что потребуется ? Не стесняйтесь, все будет. А вот
“Курить бросим - яд в папиросе”).
Маяковский с полным правом скажет
потом: “Я себя смирял, становясь на горло собственной
песне”. Но
поэзия остается поэзией. Маяковский, прежде
всего, лирик. Его стихи - это по-настоящему искренний и теплый
разговор с читателем, а многие даже и написаны
в форме разговора.
В статье “Как делать стихи”
Владимир Владимирович писал о том, что только разница в качестве отделки
стиха и создает разницу между поэтами. Он
высмеивает Уткина, Кириллова, Жарова за старую форму, небреж-
ность в стиле, хотя с самими поэтами был
связан теплыми товарищескими отношениями. “Первый, купивший
книжку о рыжем Мотеле, - я”, - говорил он
и считал эту стихотворную “Повесть о рыжем Мотеле” Иосифа
Уткина талантливой вещью. Это не мешало
ему поругивать Уткина, и в статье “Как делать стихи” Уткин,
кажется, тоже упомянут.
Очень сложным было отношение Маяковского к классикам. Поэт всю жизнь оставался правоверным футу-
ристом, считая своих друзей, особенно Хлебникова, гениальными. Он принимал участие в составлении мани-феста
футуристов, однако уже в дореволюционные годы его творчество не умещалось в
рамки этого манифеста.
Литературоведы стараются очистить поэта от
“грехов молодости”, от ниспровержения классиков. Очищать не
стоит. Одно стихотворение Маяковского
“Юбилейное”, посвященное А.С.Пушкину, делает это лучше всех:
Я люблю вас,
но живого,
а не мумию.
Навели
хрестоматийный глянец.
Вы,
по-моему,
при жизни,
думаю,
тоже бушевали.
Африканец !
Александр
Сергеевич,
да не слушайте ж вы их !
Может,
я
один
действительно жалею,
что сегодня
нету вас в живых.
Маяковский считает, что поэт
должен быть не похожим ни на кого. Не повторять того, что уже сделано,
быть новым, неожиданным. В “Послании пролетарским поэтам” он тревожится,
как бы не остыл творческий поиск, как бы не почили лирики на лаврах.
Он не строгий папаша, он товарищ, он
понимает, что поэзия - дело тяжелое.
|
|
|