#ФАЙЛ: 666-0040
#ТЕМА: История: Греческая цивилизация
#НАЗНАЧЕHИЕ: Реферат
#ФОРМАТ: WORD
#АВТОР:...
КУБАНСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
кафедра истории и культурологии
Реферат
на тему
Греческая цивилизация
выполнил студент 1 курса
физического факультета группы РФ-2
Носырев А.В.
научный руководитель
Короткий Н.С.
Краснодар, 1998.
Древняя Греция и ее культура занимают особое место в мировой истории. В
высокой оценке античной (т.е. греко-римской) цивилизации сходятся мыслители
разных эпох и направлений. Французский историк прошлого века Эрнест Ренан
назвал цивилизацию древней Эллады “греческим чудом”. Самые высокие оценки
греческой цивилизации не кажутся преувеличенными. Но что породило мысль о
“чуде”? Греческая цивилизация — не единственная, да и не самая древняя. Когда
она появилась, некоторые цивилизации древнего Востока измеряли свою историю уже
тысячелетиями. Это относится, например к Египту и Вавилону. Мысль о чуде
греческой цивилизации вызвана скорее всего ее необычайно быстрым расцветов.
Общество и культура Древнего Египта уже в начале третьего тысячелетия до нашей
эры находилась на той ступени развития, которая позволяет говорить о переходе
от варварства к цивилизации. Создание греческой цивилизации относится к эпохе
“культурного переворота” — VII - V вв. До н. Э. В течение трех веков в Греции
возникла новая форма государства — первая в истории демократии. В науке,
философии, литературе и изобразительном искусстве Греция превзошла достижения
древневосточных цивилизаций, развивающихся уже более трех тысяч лет. Разве не
было это чудом? Конечно, никто не имел в виду сверхъестественное происхождение
греческой цивилизации, но указать исторические причины появления “греческого
чуда” оказалось совсем непросто. Возникновение и расцвет греческой цивилизации,
совершившиеся фактически на протяжении жизни нескольких поколений, составляли
загадку уже и для самих греков. Уже в V в. до н. э. появились первые попытки
объяснения этого феномена. Прародителем многих достижений греческой культуры
был объявлен Египет. Одним из первых был здесь “отец истории” Геродот,
чрезвычайно высоко ценивший культуру Древнего Египта. Знаменитый Ритор и Сократ
утверждал, что Пифагор воспринял свою философию в Египте, а Аристотель называет
эту страну родиной теоретической математики. Родоначальник греческой философии
Фалес был финикийцем по происхождению. Приехав в Египет, он учился у жрецов,
заимствовал у них представление о воде как первоначале всего сущего, а также
знания по геометрии и астрономии.
Такие же сведения мы находим у древних авторов относительно Гомера,
Ликурга, Солона, Демокрита, Героклита и других выдающихся представителей
греческой культуры. Что же заставляло греков искать восточные корни своей
собственной культуры? Современная наука указывает несколько причин. Во-первых,
греки, знакомясь с египетской культурой и культурой других стран Древнего
Востока, действительно, многое заимствовали, а в других случаях обнаруживали
черты сходства между своей культурой и культурами востока. Зная о большой
древности восточных цивилизаций, греки склонны были объяснять происхождение
того или иного явления греческой культуры заимствованиями эллинов на Востоке,
что казалось логичным. Во-вторых, этому способствовал консерватизм жизненных
устоев, характерный для всех древних обществ. Греция не составляла исключения в
этом отношении. Древним грекам было присуще глубокое уважение к старине. Вот
почему греки были готовы щедро отдать другим народам свои собственные
достижения.
Современная наука дает и другие объяснения происхождения древнегреческой
цивилизации. Ренан усматривал причину “греческого чуда” в свойствах, якобы
присущих арийским языкам: абстрактности и метафизичности. Выделяли особую
одаренность греков в сравнении с другими народами древности. Различные гипотезы
рассмотрены в книге историка А. И Зайцева “Культурный переворот в Древней
Греции VIII - V вв. до н. э.”. Им приведены конкретные сведения, опровергающие
расистские гипотезы. Многие историки приходят к выводу, что причины величия
греческой цивилизации следует искать не в расовой предыстории Греции, а в
конкретной исторической действительности первого тысячелетия до н. э.
Известный швейцарский ученый Андре Боннар в соей книге “Греческая
цивилизация” утверждает, что греческая цивилизация и античная культура
базировались на античном рабстве. Греческий народ прошел те же этапы развития,
что и другие народы. Боннар утверждает, что греческого чуда не существует. В
центре его книги люди, создавшие греческую цивилизацию и созданные ею.
”Отправной точкой и объектом всей греческой цивилизации является человек. Она
исходит из его потребностей, она имеет в виду его пользу и его прогресс. Чтобы
их достичь, она вспахивает одновременно и мир, и человека, один посредством
другого. Человек и мир, в представлении греческой цивилизации являются
отражением один другого — это зеркала, поставленные друг против друга и взаимно
читающие одно в другом”.[1]
Литература, искусство и философия Древней Греции дали толчок развитию
европейской культуры. Древняя Греция открыла человека как прекрасное и
совершенное творение природы, как меру всех вещей. Великолепные образцы
греческого гения проявились во всех сферах духовной и социально-политической
жизни: в поэзии, архитектуре, скульптуре, живописи, политике, науке и праве.
Греки создали науку, которую некоторые исследователи называют “мышлением по
способу греков”. У истоков европейской культуры находится микенская
цивилизация.
Отличительной чертой микенской цивилизации является наличие
дворцов-цитаделей, мощных архитектурных комплексов, содержащих обширные
кладовые, помещения административного и культурного назначения. Такого рода
дворец — средоточие сложной экономической военной и религиозной жизни. “Дворец
держал на строжайшем учете реальные и запланированные поступления (в основном
продукцию ремесла и сельского хозяйства), дворец ведал организацией рабочей
силы, военного дела, выдачей продовольствия лицам, выполняющим какую-либо
работу”.[2]
Возглавлял деятельность такого дворца царь-жрец (ванака). Основная функция царя
заключалась в сохранении “священного порядка в природе”. Человек в такой
системе был зависим от религиозного мировоззрения. Кстати, идея божественного
происхождения каждой профессии долго сохранялась у древних греков. И у Гомера
встречается подробное описание многих ремесел, а в качестве их творцов
указываются Гефест и Дедал. Мифологическое мировоззрение было типично для
микенской цивилизации. Крушение дворцовой системы помогло противоборствующим
силам: родовой аристократии и сельской общине. И в гомеровском эпосе вместо
царя — “басилевс”, скорее военный предводитель. “Басилевсы” вели свою
родословную от богов. Обычно Гомер говорит о них накануне сражения, чтобы
подчеркнуть значимость поединка. Интересен в этом отношении диалог Диомеда и
Главка: “Тщиться других превзойти, непрестанно пылать отличиться, Рода отцов не
бесчестить, которые славой своею Были отличны в Эфире и в царстве ликийском
пространном”.[3]
Нормами жизни человека в микенской цивилизации и у гомеровских героев были
честь, слава, стыд. Платон называл Гомера “воспитателем Греции”.
Характерным признаком древнегреческой цивилизации являлся демократизм.
Античная классическая демократия рассматривалась как форма государственного
устройства, в основе которого лежит свобода. Гарантией личной свободы
гражданина было право частной собственности на средства производства (и, прежде
всего, на главное из них — землю) с возможностью продажи ее или передачи по
наследству, право свободного распоряжения произведенными товарами (то есть
свободный рынок), право непосредственно влиять на формирование внутренней и
внешней политики государства и антимонопольные законы, препятствовавшие концентрации
экономической и политической власти в руках одной личности, семьи, сословия,
класса. Недостатком классической античной демократии было то, что свободой в
каждом из греческих государств (а их было около 2 тысяч) обладал только
полноправный гражданин именно этого государства и только в пределах своего
государства. Все прочие лично свободные жители этого государства — иммигранты и
женщины — гражданскими правами не обладали и частной собственностью (особенно
недвижимой) владеть не могли. Не говоря уже о рабах, которые не обладали даже
личной свободой и в саму категорию людей включались только отдельными
свободомыслящими греками и римлянами.
Одним из видимых результатов развития греческой цивилизации стала
античная скульптура. Заимствованная греками из древней и рафинированной, но
безличной и униформированной деспотичной цивилизации Египта, уже в архаическую
эпоху она отличается от окоченевших и схематичных греческих фигур большей
мягкостью, живостью и большей индивидуализацией очертаний. А с началом классической
эпохи, характеризующейся массовым ростом самосознания свободных граждан
демократических полисов, скульптура приобретает специфические античные
оригинальные черты. Она перестает служить застывшим в деревянной позе символом
незыблемости привилегий родовой знати и начинает отражать динамику отношений
полноправных граждан полиса.
Греческая архитектура также была сращена с динамичными общественными
процессами. До эпохи эллинизма царских дворцов не строили по причине отсутствия
царской власти. Главными зданиями городов вначале были дома божеств,
покровителей городов, — храмы. По мере роста благосостояния и развития
демократии другой важнейший центр полиса — агора, площадь, где собирался народ
для решения как политических, так и экономических проблем (в частности, для
товарообмена), начала обстраиваться зданиями, предназначенными для различных общественных
нужд — разного рода правительственных учреждений, собраний и т.п. Это здание городского
совета — булевтерий, театр, гимнасий, палестра, стадион. Греческая архитектура
сделала ряд оригинальных разработок, в частности, как формы храмов, так и их
отдельных деталей. И несмотря на монументальный характер греческой общественной
архитектуры классического времени, чувство пропорции не позволяло создавать
сооружения, служившие целям подавления и принижения чувств свободного
гражданина свободного государства, в отличие от архитектуры древневосточных
деспотий, эллинистического и римского времени, где
индивидуалистически-монополистические тенденции поощряли гипертрофированную
монументальность и колоссальность сооружений. (С эллинистического же времени в
греческой архитектуре появляются дворцы царей и виллы царских вельмож и
состоятельных людей.) Частные здания вместе с ростом благосостояния общей массы
населения демократических полисов также благоустраивались. Города снабжались
водопроводом и канализацией. Вновь построенные города (например, Пирей)
создавались уже согласно греческой философии архитектуры, наиболее выдающимся
представителем которой был Гипподам из Милета (гипподамова планировка).
Античная цивилизация возникла как цивилизация городов-государств и оставалась
до своего конца таковой, несмотря на потерю городами права на проведение
самостоятельной внешней политики, подкрепленной собственными независимыми вооруженными
силами. Но в процессе все большего наступления императорской центральной власти
на права муниципального самоуправления (плоть до драконовского налогообложения
Юстинианом) города терли источники не только развития, но и регенерации и
приходили в упадок.
Вместе с античным городом формировалась и греческая, а затем и римская
литература, все те ее жанры и литературные образцы, которые в значительной
степени будут определять развитие европейской и мировой литературы. В
архаическую эпоху производится запись созданного в темные века дописьменного
эпоса, в частности “Илиады” и “Одиссеи” Гомера, ставших предметами школьного
образования не только в гимнасиях античности, но и в гуманистической
(классической) гимназии нового времени. Живой эпос уже не создается, а лишь
пародии на него, поскольку его естественная среда — аристократическая община —
уступает свои позиции демократии. Эмансипирующаяся личность осуществляет свою
потребность в выражении и осознании чувств и переживаний в другом роде
литературы — в лирике. Именно в эпоху архаики возникает целое созвездие
мастеров разных лирических форм — Алкей, Сапфо, Анакреонт, Архилох и многие
другие. В классическую же эпоху ведущим жанром становится драма, а обязательным
атрибутом архитектуры каждого города — театр. Величайшие драматурги трагедии — Эсхилл,
Софокл, Эврипид, комедии — Аристофан. Исэгория (равная свобода слова для всех
граждан) и исономия (политическое равноправие) вызывают расцвет некогда
аристократического искусства — ораторского, для проявления которого было
достаточно поводов на заседаниях народного собрания, совета, суда, на народных
празднествах и даже в быту. Особыми мастерами этого искусства и одновременно
политическими деятелями были Демосфен и Сократ. И кроме них можно назвать
десятки имен, поскольку ораторское искусство не умирало в античности никогда,
хотя с падением греческой демократии и римской республики оно, скорее, превратилось
в красноречие.
Развитие общественного самосознания послужило причиной возникновения
литературы, описывающей государства в процессе развития, то есть историографии,
наиболее выдающимися представителями начального этапа которой были Гекатей
Милетский, Геродот и Фукидид. Взаимоотношение субъекта и объекта, личности и
окружающего мира, то есть проблемы, появившиеся вместе с греческой свободой, с
помощью различных подходов пытается осмыслить родившаяся вместе с ней греческая
философия, в отличие от других сфер греческой духовной культуры так и не
получившая настоящего развития в римской культуре.
В тесной связи с философией развивается и греческая наука, уже в
классическое время имевшая большие достижения, — математика, геометрия,
астрономия, медицина, продолжением которых и являются современные
соответствующие научные дисциплины. Высокого уровня достигла и техника. Однако
в античности она не образует тесной связи с научными разработками, поскольку
все более распространявшийся в постклассическое время рабский труд был дешевле
техники. Стабильное развитие имела только военная техника. Вместе с тем за
тысячу лет от эпохи классики и до конца античности инженеры и техники дали
сравнительно сильный толчок развитию производительных сил, расширили ассортимент
товаров потребления, повысили их качество, увеличили их количество. Технические
новинки кроме военной области использовались в подъемных механизмах,
судостроении, горной промышленности (включая каменоломни и метеллургические
предприятия), водном хозяйстве (трубопроводы, водяное колесо). Применялось
давление пара и воздуха. Несмотря на тормозящую силу рабского труда, еще в
античности начинают применяться прогрессивные конструкции плугов, косилки,
жатки, и водяные мельницы.
К четвертому веку до н.э. в общих чертах в Греции сложилась система
образования — общее образование или энциклопедическое образование, энкюклиос
пайдейа, которое в своей основе не было отвергнуто ни Римом, ни христианским
средневековьем, ни христианско-демократическим новым временем (гуманистическая
или классическая гимназия, гуманитарное образование). Классические языки —
древнегреческий и латынь — в форме так называемой интернациональной лексики
вошли во все европейские и неевропейские языки и, являясь международным языком
науки и культуры, связывают воедино, ка живые нервы и кровеносные сосуды,
современную цивилизацию с ее живительными источниками — историческим опытом и
достижениями прошлого.
Список использованной литературы
1. Энциклопедический словарь
юного историка М.,”Педагогика-пресс”,1993
2. Казимеж Куманецкий История
культуры Древней Греции и Рима М., “Высшая школа”,1990
3. Лев Любимов Искусство
Древнего Мира М.,”Просвещение”,1971
4. Андре Боннар Греческая
цивилизация Ростов-на-Дону,”Феникс”,1994
5. Культурология (учебное
пособие и хрестоматия для студентов) Ростов-на-Дону, “Феникс”,1997
[1] Боннар
[2] Античная Греция, т.1 Становление и развитие полиса. М.,1983. с.90-91
[3] Гомер. Илиада /Пер. Н.И.Гнедича. М.,1960 / VI, 208 - 210
|
|
|