За 2007 год объем отгруженной продукции предприятий вида деятельности «обработка древесины и производство изделий из дерева» составил 1904 млн рублей, индекс промышленного производства — 91,9 %. Снижение объемов производства на 8,1 % произошло за счет мелких товаропроизводителей. Бюджетообразующие предприятия, занимающие более 80 % в общем объеме производства, — ЗАО «НП «Поволжский фанерно-мебельный комбинат» и ОАО «Зеленодольский фанерный завод» — сработали с ростом объемов производства соответственно на 12 % и 3,8 %. В декабре 2006 года начало свою работу ЗАО «Агротехмашстройсервис» по производству бумаги-основы (тиссью) и экологически чистой 100 %-ной целлюлозной бумажной продукции санитарно-гигиенического назначения мощностью 7000 тонн в год. За 2007 год объем произведенной предприятием продукции составил 98,7 млн рублей. Прогноз объемов производства продукции по виду деятельности «обработка древесины и производство изделий из дерева» в 2008 г. составит 2399,1 млн рублей, в 2009 г. — 2722,7 млн рублей, в 2010 г. — 3078 млн рублей. За 2007 год объем производства по виду деятельности «производство целлюлозы, древесной массы, бумаги и изделий из них» составил 4244,8 млн рублей, индекс промышленного производства к 2006 г. — 106,7 %. В 2007 году темпы роста промышленного производства на ЗАО «Набережночелнинский картонно-бумажный комбинат» составили 105,8 % к уровню 2006 года, ООО «Татлестрой» — 164,1 %. Среднесписочная численность работников по виду деятельности «производство целлюлозы, древесной массы, бумаги и изделий из них» за 11 месяцев 2007 года уменьшилась по сравнению с соответствующим периодом 2006 года на 3,8 % и составила 2902 человек, среднемесячная заработная плата за тот же период возросла на 28,1 % и составила 18642,2 рублей, что превышает республиканский показатель на 67,4 %. Прогноз объемов производства продукции по виду деятельности «Производство целлюлозы, древесной массы, бумаги и изделий из них» в 2008 году составит 6633,7 млн рублей, в 2009 году — 7142,7 млн рублей, 2010 году — 7677,0 млн рублей. Для решения задач в области обработки древесины и производства изделий из дерева в Республике Татарстан ведется работа по созданию в 2008–2010 годах конкурентоспособного лесоперерабатывающего комплекса на мировом уровне. В 2008 году начата подготовка к проведению аукционов по передаче лесных массивов РТ крупным деревообрабатывающим предприятиям в долгосрочную аренду с условием вложения предприятиями инвестиций в развитие ЛПК. Это позволит развить конкурентоспособное лесопромышленное производство на основе глубокой переработки мягколист-венной древесины с использованием современных технологий, высокопроизводительного оборудования, современных технологий путем модернизации существующих мощностей, строительства новых заводов и комплексов для удовлетворения потребности государства, населения и бизнеса в продукции лесопереработки. 2.3 Внешнеэкономическая и межрегиональная деятельность Республики Татарстан
Торгово-экономические связи Татарстана с зарубежными странами и регионами Российской Федерации имеют большое значение для его экономики. Сегодня можно говорить о наличии широкого диапазона международных связей республики. Существенно возрос их объем, расширилась география, обогатилось содержание. В 2007 г. сохранилась тенденция к росту внешнеторгового оборота Республики Татарстан (ВТО РТ), отмечаемая с 2002 г. Основными факторами роста оборота внешней торговли Татарстана в 2007 г. являлись: увеличение республиканского экспорта (рост по итогам года по предварительным данным составит около 14 %), а также рост импортных поставок (приблизительно на уровне 40 %). Одними из главных факторов увеличения объемов экспорта и ВТО РТ по-прежнему являются: высокий уровень спроса на сырьевые товары на внешних рынках (прежде всего, на нефть и нефтепродукты), а также рост объемов экспортных поставок продукции высокой степени переработки (машино-технической продукции, пластмасс, каучуков, шин и др.). Рост внутреннего спроса, обусловленный увеличением доходов, а также создание новых производств и обновление основных фондов на республиканских предприятиях продолжили оказывать стимулирующее влияние на повышение физических объемов импорта по всему ассортименту товарной номенклатуры, особенно — машин и оборудования. По объемам экспортных поставок Республика Татарстан на протяжении последних трех лет входит в пятерку лидеров среди регионов Российской Федерации и занимает 1-е место в Приволжском федеральном округе Российской Федерации. Стоимостный объем экспортных поставок Республики Татарстан в январе-сентябре 2007 г. составил 10,3 млрд долл. США, увеличившись на 14,8 % относительно аналогичного периода прошлого года. При этом экспорт в страны СНГ вырос на 24,1 % и превысил 3,3 млрд долл. США, а в страны дальнего зарубежья — на 10,8 % и составил 7 млрд долл. США. Импортные поставки в Республику Татарстан играют значительно меньшую роль во внешней торговле Республики Татарстан, чем экспортные. Вместе с тем в последние годы отмечается устойчивый рост республиканского импорта. Значительный рост импорта в 2007 году (по предварительным данным на 40 %) стал следствием сложившейся конъюнктуры на мировых товарных рынках, влияющей на динамику импорта важнейших товаров, а также роста внутреннего спроса (обусловленного увеличением доходов), создания новых производств и обновления основных фондов на республиканских предприятиях. Данные факторы оказывали стимулирующее влияние на увеличение темпов роста ввоза импортных товаров, особенно — продукции машиностроения, черных металлов и труб из них. Стоимостный объем импорта по сравнению с январем-сентябрем 2006 года увеличился на 460,3 млн долл. (на 62,5 %) и составил 1,2 млрд долл. США. В географической структуре внешней торговли, несмотря на рост товарооборота со странами СНГ, приоритет по-прежнему принадлежит странам дальнего зарубежья. Однако последние годы наблюдается увеличение доли стран СНГ, в результате чего товарооборот в январе-сентябре 2007 г. превысил четверть ВТО РТ (в 1999-2001 гг. — около 1 / 10 ВТО РТ). В 2007 г. свыше половины внешнеторгового оборота Республики Татарстан формировалось за счет торговли с Украиной, Венгрией, Турцией, Нидерландами, Германией (таблица 2.4). Таблица 2.4 [4] Основные показатели внешнеэкономической деятельности РТ в 2007 г.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
2006 г. |
2007 г. |
2006 г. в % к 2005 г. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Внешнеторговый оборот, млн. долларов США |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Всего |
12 688,2 |
16 087,1 |
126,8 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
в том числе: |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
экспорт |
11 589,3 |
14 382,7 |
124,1 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
импорт |
1 098,9 |
1 704,4 |
155,1 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Со странами вне СНГ, |
8 865,4 |
11 635,7 |
131,2 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
в том числе: |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
экспорт |
8 063,7 |
10 248,9 |
127,1 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
импорт |
801,7 |
1 386,8 |
173 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Со странами СНГ, |
3 822,8 |
4 451,4 |
116,4 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
в том числе: |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
экспорт |
3 525,6 |
4 133,8 |
117,3 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
импорт |
297,2 |
317,6 |
106,9 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Объем услуг во внешнеэкономической деятельности, млн. долларов США |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Всего |
113,8 |
109 |
95,8 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
в том числе: |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
экспорт |
24,3 |
13,1 |
54,1 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
импорт |
89,5 |
85,9 |
107,1 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Инвестиции в Республику Татарстан из-за рубежа, тыс. долларов США |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Поступило инвестиций |
483 622,5 |
1 679 354,6 |
в 3,5 р. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
в том числе: |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
прямые |
133 971,0 |
417 923,1 |
в 3,1 р. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
портфельные |
203 256,9 |
27 564,4 |
13,6 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
прочие |
146 434,6 |
1 233 867,1 |
в 8,4 р. |
Первое место в списке внешнеторговых партнеров Татарстана на протяжении последних трех лет удерживает Украина. Внешнеторговый оборот с которой по предварительной оценке в 2007 г. составил более 16 % республиканского ВТО. Венгрия, занимавшая третье место в 2006 г., переместилась на второе место (10 % ВТО). Доля Турции, находящейся на третьем месте, составила по оценке 2007 г. примерно 7,9 %. На четвертом месте находятся Нидерланды с удельным весом 7,86 %; на пятом, по-прежнему, Германия (7,6 %).
Лидерами по темпам роста внешнеторгового оборота в 2007 г. являлись следующие страны: Хорватия, Саудовская Аравия, Колумбия, Греция, Латвия, Вьетнам, Франция, Афганистан, Италия, Болгария, а также ряд стран, ранее имевших в аналогичном периоде прошлого года низкий уровень товарооборота с Республикой Татарстан (менее 100 тыс. долл. США): Сингапур, Австралия, Перу, Албания, Португалия.
С основными торговыми партнерами Татарстана внешнеторговый оборот традиционно формируется в основном за счет поставок республиканской нефти, нефтепродуктов, органических химсоединений, грузовых автомобилей, летательных аппаратов, а также импортных поставок машинотехнической продукции.
Межрегиональная деятельность играет все большую роль в экономическом развитии Республики Татарстан и приобретает все более разнообразные формы. Государственные органы власти республики стремятся к созданию благоприятных условий для выхода и закрепления на российском рынке республиканских производителей.
По итогам 2006 г. межрегиональный оборот Республики Татарстан составил 179,8 млрд рублей (в 2005 г. — 139,7 млрд руб., рост 28,7 %), в т. ч. вывоз — 100,8 млрд руб., ввоз — 79 млрд руб. (произошел рост как вывоза продукции в регионы РФ, так и ее покупки). По оперативным данным Министерства промышленности и торговли Республики Татарстан, межрегиональный товарооборот за 2007 г. составит более 200 млрд руб.
В первую десятку регионов, ведущих активную торгово-экономическую деятельность с нашим регионом, входят Москва, Республика Башкортостан, Челябинская, Самарская, Московская, Свердловская, Нижегородская, Тюменская и Ростовская области и г. Санкт-Петербург. На долю этих регионов приходится около 60 % межрегионального оборота РТ (в сумме межрегиональный товарооборот составил 102,2 млрд руб.). В целом сотрудничество осуществляется с 81 регионом Российской Федерации.
Во многом развитию тесных связей с регионами России способствует прочная правовая основа сотрудничества.
По состоянию на 1 ноября 2007 г. республика имеет договорные отношения с 68 регионами Российской Федерации. Только за период 2006–2007 гг. были заключены соглашения с Амурской, Астраханской, Томской, Ульяновской областями, протоколы к соглашениям с Алтайским краем, Томской и Астраханской областями. В настоящее время ведется работа по подписанию протоколов с Омской областью. По состоянию на 2007 г. Республика Татарстан имеет более 20 протоколов к соглашениям с субъектами РФ.
В немалой степени действенным инструментом сотрудничества выступают рабочие и официальные визиты делегации Республики Татарстан, которые способствуют установлению прямых контактов. В течение 2007 г. состоялись поездки делегации Республики Татарстан в Московскую, Омскую, Ульяновскую, Челябинскую, Тюменскую, Томскую, Астраханскую области, г. Санкт-Петербург, Краснодарский и Алтайский края, Республику Башкортостан. В результате визитов были достигнуты определенные договоренности о расширении торгово-экономических связей.
Положительный опыт республики в социально-экономической сфере привлекает большой интерес со стороны российских регионов. Так с целью обмена опытом и расширения сотрудничества в различных сферах Республику Татарстан в 2007 г. посетили делегации из Томской, Астраханской, Самарской, Тюменской, Ярославской областей, Ханты-Мансийского автономного округа, Республик Дагестан, Саха (Якутия) и Бурятия, г. Москвы. В рамках каждого из визитов организованы встречи с представителями татарстанских предприятий и организаций, достигнуты конкретные договоренности, проведены презентации экономического потенциала, инвестиционной привлекательности республики, проведены деловые и адресные встречи и круглые столы с участием представителей бизнеса, подписаны соглашения, протоколы, двусторонние договоры о расширении торгово-экономического сотрудничества.
3. Проблемы экономического развития Республики Татарстан и пути их решения
3.1 Рациональное природопользование
Республика Татарстан в среднесрочной перспективе будет оставаться крупной сырьевой базой топливной индустрии России. Для обеспечения роста ВРП и повышения качества жизни населения Республики Татарстан необходимо максимально эффективное использование природных топливно-энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора.
Поэтому основными направлениями развития региона являются:
- стабилизация и повышение эффективности нефтедобычи на территории РТ;
- внедрение новых технологий и методов повышения нефтеотдачи пластов, добычи и переработки высоковязкой нефти и природных битумов, снижение содержания серы в нефти и нефтепродуктах, переработка серы;
- разработка новых месторождений за пределами Татарстана (на территории Российской Федерации и за рубежом); превращение ОАО «Татнефть» в межрегиональную и транснациональную добывающую компанию;
- развитие сектора малых нефтедобывающих компаний с повышением степени координации их деятельности, в том числе со стороны государства;
- расширение рынков сбыта нефтепродуктов, развитие сбытовых сетей.
В соответствии с «Энергетической стратегией Республики Татарстан на период до 2020 г.» объемы добычи нефти в республике планируется стабилизировать на уровне 30 млн. т. в год. Для поддержания требуемого уровня добычи нефти необходимо обеспечить ежегодный прирост извлекаемых запасов нефти и создать новую сырьевую базу в западной части республики.
Также компенсировать дефицит нефти способно вовлечение в оборот дополнительных источников углеводородного сырья. В Республике Татарстан к ним относятся прежде всего природные битумы. В России извлекаемые запасы природных битумов оцениваются в 12-15 млрд тонн, из которых почти 36 % находятся на территории Татарстана. В разных районах республики на сегодня выявлено около 150 месторождений природных битумов, содержащих 450 залежей. Эффективное и рентабельное освоение битумной нефти способно поддержать сырьевую базу не только региона, но и страны в целом.
Промышленное освоение ресурсов природных битумов сдерживается отсутствием высокоэффективных технологических схем добычи по месторождениям региона, технологий транспортировки и переработки. В настоящее время в республике разрабатывается программа освоения ресурсов природных битумов на период до 2020 года. Для того чтобы промышленная добыча битумной нефти была экономически выгодна и рентабельна, необходимы современные и эффективные технологии. С этой целью ОАО «Татнефть» был изучен зарубежный опыт разработки месторождений высоковязких нефтей и битумов. ОАО «Татнефть» в рамках реализации «Программы работ по освоению запасов тяжелых нефтей и битумов» проводит опытно-промышленные работы по освоению запасов природных битумов на территории республики. Пробурены три горизонтальные скважины, где используется парогравитационный метод. В настоящее время добыто 6 тыс. тонн битумной нефти. Для разработки программы освоения природных битумов ОАО «Татнефть» выбран стратегический партнер — «Шелл Эксплорейшн Компани».
В соответствии с концепцией реформирования электроэнергетики России, произведено разделение ОАО «Татэнерго» по видам деятельности. Учреждены ОАО «Генерирующая компания», ОАО «Сетевая компания» и ОАО «Диспетчерский центр». В 2008 году планируется провести формирование полноценных бизнес-единиц с полным самостоятельным контуром управления соответствующими видами деятельности. Такое разделение по видам деятельности в совокупности с внедрением рыночных отношений в отрасли будет способствовать повышению рыночной стоимости и инвестиционной привлекательности предприятий отрасли, и как следствие, росту инвестиций в энергосистему.
Первостепенной задачей технической политики ОАО «Татэнерго» является определение путей достижения конкурентоспособности производства электро- и теплоэнергии с необходимым качеством, обеспечения надежности электро- и теплоснабжения потребителей, снижения эксплуатационных издержек.
В нефтеперерабатывающей промышленности Республики Татарстана в последние годы произошел ряд существенных инвестиционно-технологических и институциональных изменений. С целью повышения экономической эффективности деятельности ОАО «ТАИФ-НК» реализуется несколько инвестиционных проектов. В частности, выпущена опытно-промышленная партия реактивного топлива, испытание которой дало положительные результаты.
Развитие химической и нефтехимической промышленности Республики Татарстан остается одним из приоритетов реализуемой в республике промышленной политики. Для обеспечения развития нефтеперерабатывающего комплекса Республики Татарстан потребуется соответствующее развитие транспортной инфраструктуры, в частности, строительство дополнительного нефтепровода для транспортировки карбоновой нефти в район г. Нижнекамска, а также других объектов инфраструктуры.
Кроме того, потребуется решение вопроса транспортировки нефтепродуктов с использованием системы действующих и новых трубопроводов. В этой связи необходимо учесть проект строительства нефтепродуктопровода «Андреевка – Альметьевск», включенный в Энергетическую стратегию России на период до 2020 года.
В 2008 г. в рамках дальнейшего развития энергетического кластера в республике планируется построить кабельный завод, завод по производству трансформаторов, котельных установок. Такой подход к формированию энергетического кластера позволит создать новые рабочие места, удешевить поставки продукции в энергосистему и обеспечить дополнительные поступления в бюджет республики.
Следует отметить, на предприятиях и в организациях республики остается достаточно большой потенциал повышения энергоэффективности. Работа по внедрению энергоэффективных технологий, позволяющих оптимизировать затраты на потребление энергетических ресурсов, должна быть продолжена. Необходимо обеспечить внедрение современных технологий генерации энергий, в том числе с использованием возобновляемых источников энергии.
В связи с предполагаемым удорожанием природного газа возрастающую роль будет играть вопрос диверсификации топливно-энергетического баланса, тем более что в структуре республиканского топливного баланса около 90 % составляет природный газ.
Одним из перспективных направлений решения данной задачи является внедрение альтернативных источников энергии. В мире постоянно ведется интенсивный поиск альтернатив органическому топливу, одной из которых может стать использование возобновляемых источников энергии. Объем энергии, производимой с помощью таких источников энергии, в настоящее время уже достиг 10 % от общего объема энергопотребления.
В республике имеется потенциал альтернативных источников энергии с использованием местных, а также вторичных ресурсов, в их числе неделовая древесина, отходы деревообработки и животноводческих хозяйств, получение биоэтенола и биодизеля при переработке рапса, возможность строительства малых гидроэлектростанций, ветроустановок, электростанций на местных углях.
В 2008 году необходимо приступить к практической реализации внедрения альтернативных и возобновляемых энергоисточников. Сейчас рассматривается вопрос строительства завода по производству биоэтанола, а также внедрения промышленной установки с полным технологическим циклом переработки сельскохозяйственных отходов. Подобные проекты отличаются высокой капиталоемкостью, поэтому необходимо рассмотреть возможность оказания государственной поддержки реализации этих проектов.
Кроме запасов углеводородного сырья, Республика Татарстан располагает также значительной минерально-сырьевой базой твердых нерудных полезных ископаемых, которая полностью или частично обеспечивает внутренние потребности промышленности строительных материалов и сельского хозяйства в минеральной продукции, а также используется в нефтедобывающей и машиностроительной отраслях. Ценность минерально-сырьевого потенциала твердых нерудных полезных ископаемых Республики Татарстан, по расчетам ЦНИИгеолнеруд, составляет 568 млрд. рублей. Ведется активная отработка запасов строительных и силикатных песков; песчано-гравийных материалов; строительного камня; кирпичных, керамзитовых глин; бентонитов; гипса и др. Вновь выявленные запасы цеолитсодержащих пород, минеральных пигментов, светложгущихся глин и мраморного оникса подготовлены к освоению. В условиях продолжающегося в республике строительного бума спрос на ликвидные виды минерального строительного сырья будет возрастать с каждым годом. Песчано-гравийные смеси, бентониты, гипсовый камень имеют межрегиональное значение и поставляются на федеральный рынок.
Важнейшим инструментом реализации региональной минерально-сырьевой политики является «Программа геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы Республики Татарстан на 2006-2010 годы».
Проблема природопользования касается и лесных ресурсов Татарстана. Лес – восстанавливаемый ресурс, однако в силу целого ряда природных, биологических и антропогенных факторов он восстанавливается медленно. Нередко естественное возобновление лесных площадей затягивается на многие годы. Поэтому на значительных площадях требуется искусственное восстановление леса – посадка или посев основных лесообразующих древесных пород.
Ежегодно работы по лесовосстановлению в лесном фонде проводятся на площади 4,2 тыс.га. Лесные защитные насаждения на землях сельхозяйственных формирований создаются на площади 1,2 – 1,3 тыс. га, а лесные придорожные снегозащитные полосы – на площади 1,1 тыс.га.
За период с 1997 по 2004 год лесхозами созданы противоэрозионные лесонасаждения на площади 11881 га и полезащитные лесные полосы на 220 га. Из общего объема защитных лесных насаждений лесхозами ежегодно проводятся работы по террасированию крутых склонов на площади 250-350 га.
В связи с небольшим процентом покрытых лесом земель, снижением объемов лесовосстановления в лесном фонде, необходимостью рационального ведения лесного хозяйства и сохранения лесного фонда, балансирующего содержание парниковых газов в атмосфере, лесхозы имеют возможность создавать ежегодно защитные насаждения до 5 тыс. га на деградированных землях сельхозформирований при обеспечении соответствующего финансирования. [5]
В области экологической безопасности, начиная с 2000 г., Республика Татарстан выступает в качестве экспериментального полигона по реализации принципов Хартии Земли на республиканском уровне.
Развитие промышленного и сельскохозяйственного производства, рост урбоэкосистем, сети транспортных магистралей могут привести к нарушению экологического равновесия. Промышленные отходы, выбросы от автотранспорта включаются в биогеохимические природные круговороты, загрязняют атмо-, гидро- и биосферу, накапливаются в почвенном покрове. Естественно, что негативное воздействие на окружающую среду сказывается на здоровье населения, поэтому в Республике Татарстан принципы Хартии Земли являются приоритетными для обеспечения экологически безопасного устойчивого развития.
Анализ ситуации показывает, все условия для этого уже созданы. Республика Татарстан, занимая важное геополитическое положение, показывает региональное лидерство в областях защиты окружающей среды, устойчивого развития, социального благосостояния, межкультурной терпимости и ненасильственного подхода в разрешении споров.
В Российской Федерации в ноябре 2004 года принят Федеральный закон «О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата».
Определенные Киотским протоколом обязательства по разработке и осуществлению политики и мер, направленных на сокращение выбросов парниковых газов и обеспечение устойчивого развития, созвучны с деятельностью Кабинета Министров Республики Татарстан, дополняют вышеупомянутый проект и предусматривают:
- повышение эффективности использования энергии и сокращение энергоемкости экономики;
- рациональное ведение лесного хозяйства и сохранение лесного фонда, балансирующего содержание парниковых газов в атмосфере;
- развитие устойчивых форм сельского хозяйства, адаптированных к изменениям климата;
- научную разработку и практическое внедрение возобновляемых видов энергии и инновационных экологически безопасных технологий;
- проведение протекционистской налоговой и бюджетной политики и применение рыночных инструментов в целях экономического стимулирования деятельности по сокращению выбросов парниковых газов со стороны промышленного и транспортного секторов экономики;
- использование экологически безопасных способов удаления и переработки отходов.
Реализация обязательств протокола предполагает определенные выгоды. Получив 5 – 7% от предусмотренных для России (и планируемых к продаже другим странам – участникам Протокола) льгот по квотам на выбросы (2,5 – 3 млн. тонн СО2-экв.), республика может получить соответствующее финансирование под проведение инвентаризации, разработку и реализацию проектов по снижению выбросов парниковых газов.
В Республике Татарстан с целью обеспечения надлежащего качества жизни из средств бюджета ежегодно на 400 млн. руб. финансируются мероприятия, направленные на оздоровление окружающей среды, несмотря на предусмотренное федеральной целевой программой «Социально-экономическое развития Республики Татарстан до 2006 года» финансирование этих мероприятий из федерального бюджета в объеме 300-600 млн. рублей.
Выполнен комплекс таких природоохранных мероприятий, как: газификация ряда промышленных и сельскохозяйственных объектов, ввод в эксплуатацию современных газоочистных установок и малоотходных технологий, прежде всего на предприятиях топливно-энергетического и машиностроительного комплексов, тем самым выбросы загрязняющих веществ в атмосферу ежегодно снижаются на 2 - 3 тыс. т, несмотря на рост промышленного производства.
Завершено строительство очистных сооружений в г.Нурлат, с.Б.Атня, р.п.Камское-Устье. Сданы в эксплуатацию биологические очистные сооружения Буинского спиртзавода, НГДУ «Заинскнефть», станции очистки поверхностных стоков ОАО «Татнефть» (г.Альметьевск), канализационные сети и сооружения по очистке поверхностных стоков на предприятиях в г.г.Н. Челны, Нижнекамск, Альметьевск, ливневые очистные сооружения поверхностных стоков ОАО «Татэнергоремонт».
Специализированными предприятиями республики ежегодно собирается более 300 тыс. т отходов для повторного использования и утилизации. Так, например, общая мощность предприятий по переработке изношенной авторезины и других видов резинотехнических изделий в пределах республики составляет более 12 тыс. т автопокрышек в год.
Хартия Земли – это современный ценный источник получения знаний, поэтому экологическое образование и воспитание населения республики получает бесспорный приоритет.
Важным в информировании широкой общественности о деятельности Республики Татарстан в области экологии и природных ресурсов, а также пропаганде экологических знаний среди населения является активная работа со средствами массовой информации, основная задача которых – воспитание в человеке бережного отношения к природе, формирование чувства личной ответственности за состояние окружающей среды.
Однако состояние окружающей природной среды во многих районах республики продолжает оставаться неблагополучным. Уровень загрязнения воздуха, водных объектов значительно превышает установленные нормативы, происходит загрязнение, опустынивание, истощение и деградация почв, постоянно увеличиваются объемы отходов производства и потребления, из-за чрезмерных антропогенных нагрузок меняются природные ландшафты, обостряется проблема сохранения биологического разнообразия животных и растительных сообществ.
По оценкам специалистов, ежегодный ущерб окружающей среде составляет более 500 млн. руб. Только в 2004 году Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан предъявлены иски на возмещение вреда, нанесенного окружающей среде, в размере 80,5 млн. руб. и более 300 млн. руб. перечислено в Экологический фонд Республики Татарстан в порядке частичного возмещения ущерба, нанесенного окружающей среде.
Сосредоточение основного производственного потенциала республики в крупных городах, таких как Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск, Заинск и др., а также устойчивый рост автотранспортных средств практически на всей территории республики является причиной создания в воздушном бассейне повышенных концентраций загрязняющих веществ, таких как оксиды азота, оксид углерода, формальдегид, фенол и пр.
Анализ состояния зеленых насаждений общего пользования - садов, скверов, бульваров, парков, городских лесов на территории городских поселений республики показывает, что зеленый фонд и зеленое хозяйство во многих городах находится в глубоком кризисе. Так, уровень озелененности столицы Республики Татарстан составляет всего 26 % от территории города, при норме озеленения крупного промышленного центра в 55% (СНиП 2.07.-89). Подобная ситуация отмечается и в других крупных городах. И это на фоне того, что зеленые насаждения многих городов находятся в крайне критическом состоянии, – они сильно ослаблены механическими повреждениями, вредителями и болезнями, выбросами промышленных предприятий и автотранспорта.
Качество воды в основных водных источниках республики является неудовлетворительным. Основные реки – Волга, Кама, их притоки – Вятка, Белая, Свияга и ряд других средних и малых рек оцениваются как «умеренно загрязненные» и «загрязненные». Одним из негативных факторов изменения гидрохимического состояния поверхностных водных объектов является их загрязнение сточными водами. Наибольший вклад в загрязнение водных объектов вносят недостаточно очищенные сточные воды предприятий коммунального хозяйства, молочной промышленности, объектов сельского хозяйства, химической и нефтеперерабатывающей промышленности. Существенным является также вклад нефтедобывающей отрасли промышленности в загрязнение подземных и поверхностных водных объектов, загрязнение и истощение земель. В настоящее время в пределах нераспределенного фонда недр Республики Татарстан числится 130 глубоких поисковых и разведочных скважин на нефть, пробуренных за период с 1949 по 1978 год и ликвидированных по геологическим причинам. Проведенные в последние годы визуальные обследования этих скважин показали, что все они расположены в населенных районах вблизи рек и лесных массивов, на сельхозугодьях. Это требует особых природоохранных мер для исключения их негативного воздействия на окружающую среду и постоянного контроля за состоянием ликвидированных скважин.
Проблема охраны и рационального использования водных ресурсов тесно взаимосвязана с проблемой обеспечения населения Республики Татарстан качественной питьевой водой. На начало 2003 г. обеспеченность населения водой питьевого качества в целом по республике составила менее 50%, а в некоторых районах республики не превысила и 10% (Аксубаевский, Алькеевский, Ново-Шешминский, Черемшанский, Апастовский, Тюлячинский, Балтасинский, Дрожжановский и др.).
Серьезный экологический и экономический ущерб природному и хозяйственному комплексам республики наносит эксплуатация Куйбышевского водохранилища, разрушая здания, объекты инфраструктуры, инженерные коммуникации, при этом загрязняя и разрушая природную среду. В зоне затопления и подтопления Куйбышевского водохранилища находится 40 населенных пунктов республики, включая столицу республики - город Казань. Площадь размытых берегов составляет 210 км.
Земельные ресурсы (почвы) республики находятся в депрессивном состоянии. В некоторых районах, особенно в зонах Предволжья и восточного Закамья, вследствие дефляции активно идут процессы опустынивания земель, развиваются процессы переувлажнения, подтопления, заболачивания земель, происходит деградация травянистой растительности. Одним из наиболее наглядных явлений разрушения почв является образование оврагов. В настоящее время площадь овражной сети составляет 50,1 тыс. га, длиной 27362 км, в количестве 19883 шт., где полностью уничтожен плодородный слой почвы, создаваемый тысячелетиями. Ежегодно из-за роста оврагов выводится из сельскохозяйственного оборота более 1 тыс. га сельхозугодий.
Усиливаются процессы эрозии и опустынивания, идет интенсивное развитие заболачивания и подтопления земель (в республике сегодня насчитывается всего 86,495 тыс. га деградированных земель, подлежащих переводу в естественные кормовые, лесные угодья или консервации, из них переувлажненных – 24,895 тыс. га, заболоченных – 4,244 тыс. га, супесчаных и песчаных – 41,698 тыс. га, засоленных – 1,033 тыс. га, поверхностно сильнокаменистых – 14,625 тыс. га).
На территории республики насчитывается, по официальным данным, 7,5 тыс. га нарушенных земель (карьеров) с полным уничтожением почвенного покрова, отмечается загрязнение почв тяжелыми металлами, радионуклидами, загрязнение и захламление земель отходами производства и потребления, токсичными веществами, нефтью и нефтепродуктами в районе нефтедобычи, размещения крупных промышленных узлов.
На территории Республики Татарстан с 1993 г. хранится около 1000 т ядохимикатов с истекшим сроком годности и запрещенных к применению, среди которых ртутьсодержащие и хлорсодержащие ядохимикаты. Опасность заключается в том, что основную часть в общей массе ядохимикатов (700 т) составляют смеси (соединения без наименований), среди которых ядохимикаты I, II класса опасности (гранозан, ГХЦГ и др.). Исходя из необходимости решения данной проблемы в республике разработана и утверждена Комплексная программа «Обеспечение безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами на территории Республики Татарстан на 2003-2005 годы», которой определен перечень мероприятий, требующих немедленного проведения. Это касается, прежде всего, организации работ, связанных со сбором и вывозом просроченных ядохимикатов с территории сельхозформирований в специально оборудованные склады районных АО «Агрохимсервис», их идентификацией, транспортировкой к месту утилизации. Начат вывоз ядохимикатов на полигон "Красный Бор" Ленинградской области.
Для обеспечения надежной защищенности пашни и высокопродуктивного агроландшафта необходимо иметь 171,6 тыс. га защитных лесонасаждений, при которой облесенность пашни составит 4,7%, в настоящее время сохранилось 105,5 тыс.га насаждений на оврагах, балках, песках и других неудобных землях, а также полезащитных лесных полос. Таким образом, необходимо создать дополнительно около 90 тыс. га противоэрозионных лесных насаждений.
В Комплексной программе повышения плодородия почв и защиты их от эрозии в Республике Татарстан на 1997 – 2005 г., утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.03.1997г. № 216, предусмотрены объемы ежегодных лесомелиоративных работ на площади 1000 га.
Для снижения техногенного воздействия отраслей промышленности на окружающую среду необходимо провести комплекс мероприятий, включающий в себя, прежде всего, ремонт резервуаров, строительство товарных и технологических нефтепроводов, реконструкцию установок подготовки нефти, утилизацию попутного газа, улавливание паров легких нефтепродуктов, бурение эколого-гидрогеологических скважин, электроразведку по выявлению очагов загрязнения подземных вод, работы по герметизации эксплуатационных колонн скважин, сооружение ливневых канализаций нефтепромысловых объектов и т.д., требующих больших финансовых вложений.
Всего в республике насчитывается около 700 предприятий, являющихся основными загрязнителями атмосферного воздуха, на которых имеется свыше 32 тысяч стационарных источников, из которых 5,5 тысячи оснащены газо-пылеулавливающим оборудованием.
Процент улавливания загрязняющих веществ в целом по Республике Татарстан в настоящее время составляет 49,9%. Наибольшее количество уловленных загрязняющих веществ приходится на предприятия машиностроения (75,8%), строительного (85,6%), химического и нефтехимического комплексов (70,0%).
Большая часть выбросов в атмосферный воздух от стационарных источников (85,7%) приходится на топливный комплекс (ОАО «Татнефть», ОАО «Северо-западные магистральные нефтепроводы» и др.), теплоэнергетический (ОАО «Татэнерго», РПО «Таткоммунэнерго» и др.), химический и нефтехимический (ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «Нижнекамскшина», ОАО «Казаньоргсинтез» и др.) комплексы.
Общий объем ежегодного образования отходов составляет более 12,2 млн. тонн. Из них: твердых бытовых – 0,8 млн. тонн, промышленных – 1,4 млн. тонн, отходов животноводства – более 10 млн. тонн.
На объектах животноводства образуется более 10,0 млн. т навоза. Специалисты, работающие в этой области, утверждают, что реализация мероприятий по утилизации навоза позволит Республике Татарстан ежегодно производить 6,3 млн. т вермикомпоста, что эквивалентно суммарному внесению в почву: 1,2 млн. т гумуса, 90 – 100 тыс. т азотных, 30 – 60 тыс. т фосфорных, 20 – 40 тыс. т калийных удобрений.
Система государственного управления в сфере охраны окружающей среды и природопользования и мониторинга природной среды требует совершенствования. Применяемая в системе государственного управления в сфере охраны окружающей среды тарифная система оплаты труда не способствует созданию мотивации качественной и эффективной работы.
Все это требует разработки Комплексной программы по охране окружающей среды и рациональному природопользованию, стратегических планов развития и модернизации системы и структуры охраны окружающей среды республики на среднесрочную и долгосрочную перспективу, направленных на повышение качества и эффективности его работы и снижение преждевременной смертности населения.
3.3 Основные мероприятия по решению проблем региона и ожидаемые результаты
Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан постановило ряд мероприятий, осуществление которых будет способствовать более рациональному природопользованию и охране окружающей среды.
Основными организационными мерами по воспроизводству минерально-сырьевой базы являются:
- дальнейшая концентрация средств федерального бюджета на решение задач по созданию новой сырьевой базы нефтедобывающей промышленности в западных районах республики;
- обеспечение за счет средств бюджета Республики Татарстан развития и воспроизводства фонда дефицитных (фосфориты, железооксидные пигменты, светложгущиеся глины) видов нерудного минерального сырья;
- вовлечение в промышленное освоение перспективных видов нерудных промышленных ископаемых (стекольных песков месторождения Остров Золотой, цеолитсодержащих пород Татарско-Шатрашанского месторождения, карбонатных пород для производства магнезиальных вяжущих Пелевского месторождения);
- поддержание сырьевой базы нерудных полезных ископаемых на предприятиях, обеспечивающих текущие потребности республики в строительных материалах, а также в известковых мелиорантах, позволяющих нейтрализовать отрицательное влияние кислых почв на урожайность сельскохозяйственных культур;
- использование местного минерального сырья (цеолитсодержащих пород, бентонитов, глауконитсодержащих песков) в отраслях охраны окружающей среды (очистка питьевых и промышленных вод, осушка и сероочистка нефтяных газов, изоляция и поглощение радиоактивных отходов, увеличение биопродуктивности водоемов, повышение устойчивости растений к заболеваниям и т.д.);
- сосредоточение средств бюджета Республики Татарстан на решение задачи обеспечения населения республики качественной питьевой водой из подземных источников.
Для существенного улучшения качества поверхностных вод необходимо обеспечить:
- строительство, реконструкцию и модернизацию сооружений полной биологической очистки сточных и ливневых вод в городах и райцентрах РТ; цехов обезвреживания осадков сточных вод; канализационных сетей и сооружений;
- удовлетворительное техническое состояние гидротехнических сооружений;
- осуществление берегоукрепительных, противоэрозионных и противооползневых мероприятий;
- создание сети комплексного мониторинга водных объектов, ввод в эксплуатацию автоматизированных станций контроля загрязнения поверхностных вод, в том числе на границах с сопредельными территориями.
С целью улучшения качества атмосферного воздуха необходимо реализовать мероприятия по:
- строительству 300 и замене 600 газоочистных установок;
- замене устаревшего технологического оборудования на современное;
- переводу автотранспорта на экологически чистые виды моторного топлива;
- созданию сети газозаправочных станций автомашин и станций по их ремонту и техобслуживанию;
- переносу предприятий и вредных производств из жилых зон в промышленные.
С целью охраны почв от истощения, разрушения, загрязнения, предотвращения деградации природных комплексов, повышения плодородия почв планируется решение следующих задач:
- улучшение качества природной среды посредством достижения оптимальных показателей элементов агроландшафта (защитные лесные насаждения, создание полноценных высокопродуктивных луговых биоценозов, снижение распаханности земель сельхозназначения) посредством перехода на экологически сбалансированную адаптивно-ландшафтную систему земледелия;
- предотвращение опустынивания и восстановление хозяйственного потенциала деградированных земель сельскохозяйственных угодий (защитные лесные насаждения, противоэрозионные мероприятия и т.д.);
- предотвращение загрязнения почв нефтью и нефтепродуктами, тяжелыми металлами и другими супертоксикантами;
- развитие системы мониторинга земель в условиях техногенного загрязнения;
- совершенствование системы нормирования в области охраны и рационального использования почв;
- восстановление нарушенных земель (лесовосстановление, залужение);
- утилизация ядохимикатов с истекшим сроком годности и запрещенных к применению.
В результате выполнения представленых мероприятий, ожидаются следующие улучшения в области обеспечения экономики республики основными видами природных ресурсов:
1. по геологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы:
-обеспечение прироста запасов нефти на распределенном и нераспределенном фонде недр;
- обеспечение населения республики качественной питьевой водой из защищенных подземных источников;
- подготовка месторождений природных битумов к промышленному освоению
- обеспечение потребностей народнохозяйственных комплексов: строительного, агропромышленного, нефтедобывающего и машиностроительного - в традиционных и нетрадиционных видах нерудного минерального сырья;
- рост налоговых поступлений от добычи и реализации минерального сырья в бюджеты всех уровней от недропользования и создание условий для активного привлечения инвесторов в минерально-сырьевой сектор экономики;
- предотвращение и снижение экологического ущерба от опасных геологических процессов;
- создание новых рабочих мест.
2. по лесным ресурсам:
- увеличение лесистости территории Республики Татарстан на 1% за счет создания лесных насаждений, в т.ч. к 2010 г. на 0,3% (20 тыс. га);
- поддержание и сохранение защитных функций лесов за счет увеличения лесов 1 группы до 50%.
3. по формированию государственной системы комплексного мониторинга состояния природных ресурсов:
- развитие сети мониторинга отдельных составляющих окружающей природной среды и ее информационное обеспечение на базе внедрения информационных технологий.
4. по охране и рациональному использованию водных ресурсов:
- строительство, реконструкция и модернизация сооружений полной биологической очистки сточных вод, сооружений для очистки поверхностного стока в городах и райцентрах Республики Татарстан; цехов обезвреживания осадков сточных вод; канализационных сетей и сооружений с целью предотвращения загрязнения, истощения водных ресурсов, что позволит Республики Татарстан:
- повысить обеспеченность канализационными сетями в сельской местности на 20%, в городах республики – на 5% и добиться обеспеченности очисткой 97% используемых в промышленности и коммунальном хозяйстве вод;
- сократить сброс загрязненных без очистки сточных вод в водные объекты на 80%;
- улучшить качество поверхностных водных объектов и перевести их из категории «загрязненные» в категорию «умеренно загрязненные» и «чистые» (по водным объектам, используемым в качестве источников питьевого водоснабжения).
5. по охране почв и рациональному использованию земельных ресурсов:
- внедрение элементов адаптивно ландшафтной системы земледелия, в том числе:
- создание защитных лесных насаждений (противоэрозионных, полезащитных) на площади не менее 12,0 тыс. га до 2010 г. и не менее 22 тыс. га до 2015 г., что позволит увеличить показатель облесенности пашни до 2,8 % в 2010 г. (с перспективой до 2015г. до 3 %);
- восстановление нарушенных земель с созданием на этих территориях луговых и лесных биоценозов (возвращение земель в оборот для использования по целевому назначению) на площади не менее 1,5 тыс. га ежегодно (до 2010 г. – 9 тыс. га, с перспективой до 2015 г. – 17 тыс. га);
- создание Красной книги почв Республики Татарстана;
- утилизация пестицидов и агрохимикатов с истекшим сроком годности и запрещенных к применению.
6. по поддержке особо охраняемых природных территорий:
- расширение территорий и обустройство границ государственных природных заказников и природного парка в интересах устойчивого развития регионов, доведение площади природно-заповедного фонда до научно обоснованных норм–3% (увеличение площади природно-заповедного фонда на 89,2 тыс. га).
7. по сохранению редких и исчезающих видов животных и растений:
- создание автоматизированной системы кадастровых оценок редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений;
- создание искусственных популяций редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений с целью исключения из Красной книги Республики Татарстан – 5 видов.
Реализация мероприятий позволит остановить деградацию и загрязнение почв, перейти на прогрессивные методы ведения адаптивного сельскохозяйственного производства, что приведет к повышению плодородия почв.
1. В курсовой работе был проведен анализ экономического состояния Приволжского Федерального округа с использованием материалов по Республике Татарстан. На основе данного анализа были выявлены основные проблемы:
1) Потребление природных ресурсов продолжает расти с каждым годом. Республика Татарстан в среднесрочной перспективе будет оставаться крупной сырьевой базой топливной индустрии России. Для обеспечения роста ВРП и повышения качества жизни населения Республики Татарстан необходимо максимально эффективное использование природных топливно-энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора.
2) Промышленные отходы, выбросы от автотранспорта включаются в биогеохимические природные круговороты, загрязняют атмо-, гидро- и биосферу, накапливаются в почвенном покрове. Уровень загрязнения воздуха, водных объектов значительно превышает установленные нормативы, происходит загрязнение, опустынивание, истощение и деградация почв, постоянно увеличиваются объемы отходов производства и потребления, из-за чрезмерных антропогенных нагрузок меняются природные ландшафты, обостряется проблема сохранения биологического разнообразия животных и растительных сообществ.
2. Следуя изложенным проблемам, были определены пути их решения:
1) Для обеспечения роста ВРП и повышения качества жизни населения Республики Татарстан необходимо максимально эффективное использование природных топливно-энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора.
2) Для поддержания роста объемов добычи нефти необходим ввод в эксплуатацию новых добывающих скважин. Кроме того, необходимо активное использование третичных физико-химических и гидродинамических методов увеличения нефтеотдачи пластов.
3) Для того чтобы промышленная добыча битумной нефти была экономически выгодна и рентабельна, необходимы современные и эффективные технологии. Необходимо осваивать новые методы увеличения нефтеотдачи пластов. Однако пока промышленное освоение ресурсов природных битумов сдерживается отсутствием высокоэффективных технологических схем добычи по месторождениям региона, технологий транспортировки и переработки.
4) Важным в информировании широкой общественности о деятельности Республики Татарстан в области экологии и природных ресурсов, а также пропаганде экологических знаний среди населения является активная работа со средствами массовой информации, основная задача которых – воспитание в человеке бережного отношения к природе, формирование чувства личной ответственности за состояние окружающей среды.
5) Следует отметить, что на предприятиях и в организациях республики остается достаточно большой потенциал повышения энергоэффективности. Необходимо обеспечить внедрение современных технологий генерации энергий, в том числе с использованием возобновляемых источников энергии.
6) В связи с предполагаемым удорожанием природного газа возрастающую роль будет играть диверсификация топливно-энергетического баланса путем внедрения альтернативных источников энергии.
Список использованных источников
1. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики.- М.: ГУ ВШЭ, 2001
2. Морозова Т.Г. Региональная экономика. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006
3. Бизнес-портал Приволжского федерального округа
4. Официальный сайт Республики Татарстан (Итоги развития Республики Татарстан в 2007 году)
5. Официальный сайт Республики Татарстан (Программа социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005 – 2010 годы)
6. Сайт Полномочного представителя Президента в Приволжском федеральном округе
7. Сайт «Приволжский федеральный округ: экономическое развитие и инвестиции»
![]() |
![]() |
© 2011 Все права защищены |