Графика русского письма
Реферат
«Графика русского письма»
Введение
Письмо возникло как средство общения,
дополнительное к устной речи. Письмо, связанное с использованием графических
знаков (рисунок, знак, буква), называется начертательным письмом.
Начертательное письмо зародилось в форме
пиктографии, т.е. письма рисунками. Пиктография не располагала алфавитом и тем
самым не была связана с устным языком. Пережитком пиктографии являются,
например, сохранившиеся кое-где вывески торговых и ремесленных заведений в
форме рисунков. Отсутствие связи с устной речью позволяет читать, например,
вывеску-рисунок «Сапог» по-разному: «Сапожник», «Здесь живет
сапожник», «Починка обуви» и др.
На следующем
этапе развития письма – в идеографии – рисунок сохраняется, но выступает
сначала в условном значении, а затем превращается в символический знак – иероглиф.
При таком письме начертания передают не слова, а значение слов (например,
дорожные знаки как идеограммы: крест – «перекресток», восклицательный знак – «осторожно!»,
зигзаг – «поворот» и т.д.).
Попытки упрощения идеографического письма привели
к возникновению фонографии, специфической особенностью которой является связь
между начертаниями и устной речью. При этом способе письма устная речь
расчленяется на звуки, обозначаемые посредством тех или иных символических знаков
– букв.
Письмо, передающее звуковую сторону языка
условными начертаниями – буквами, называется звуковым или речевым.
Русское
письмо – звуковое. Однако в нем есть элементы и пиктографии, и идеографии. К
пиктографическим элементам нашего письма относятся, например, пиктографические
знаки (+, -, х, ∆ и т.д.). К числу письменных знаков, которые
употребляются как иероглифы, принадлежат обозначения цифр, пробелы межу
словами, кавычки, вопросительный знак и др. Таким образом, графикой
называется прикладная область знаний о языке, которая устанавливает состав
начертаний, употребляемых в письме, и звуковые значения слов.
Что же представляет собой русская графика? Каковы
её особенности? Ответы на эти вопросы можно найти в данном реферате.
1. Понятие графики
Термин «графика»
(от греч.graphikos – письменный) употребляется в двух значениях. Им называют
как совокупность средств письменной фиксации элементов звучащей речи, так и
специальный раздел науки, характеризующей взаимоотношение между графическими
знаками и звуками.
К
графическим средствам относятся буквы, знаки препинания и различные надстрочные
знаки – ударение, точка над ё, дуга над й и в печатных текстах апострофы (знак
в виде запятой над строкой, заменяющий пропущенную гласную).
Каждое
фонетическое письмо располагает определенным алфавитом (от греческих названий
букв – альфа и вита), или азбукой, перечнем букв, расположенных в определенном
порядке. Алфавит имеет большое практическое значение, в частности, он
предопределяет расположение слов в словарях и справочниках.
Русский
алфавит имеет 33 буквы. Большинство из них выступает в двух разновидностях –
строчной и прописной (за исключением ъ и ь, которые употребляются только в виде
строчных букв).
Происхождение
алфавита связано с одной из форм славянских азбук – кириллицей. Такое название
эта азбука получила в честь первого просветителя славян, создателя славянской
письменности Константина Философа, получившего при пострижении в монахи второе
имя – Кирилл. В первоначальном виде эта азбука включала сорок три (43) буквы,
из которых 24 были заимствованы из греческого унциального письма
(применявшегося главным образом в ранних священных текстах). 19 остальных букв
были специально созданы с учетом особенностей звукового строя славянских
языков.
2. Особенности
русской графики
Современная русская графика отличается рядом
особенностей, складывавшихся исторически и представляющих определенную
графическую систему.
Русская графика не располагает таким алфавитом, в
котором для каждого произносимого в речевом потоке звука имеется особая буква.
В русском алфавите букв. значительно меньше, чем звуков в живой речи.
Вследствие этого буквы алфавита оказываются многозначными, т.е. могут иметь
несколько звуковых значений. Так, например, буквы «эс» может обозначать такие
звуки: [с] – суда, сад, [с'] – сюда, сядь, [з]
– сдача, сбор, [з'] – косьба, [ш] – сшить, [ж]
– сжать.
Значение
буквы с в каждом из шести случаев различно: в словах суда,
сюда буква с не может быть заменена никакой иной буквой,
такая замена привела бы к искажению слова. В этом случае она употреблена в
своем основном значении. В остальных случаях буква с выступает во
второстепенных значениях.
Таким образом, при многозначности букв русская
графика различает главные и второстепенные значения букв. Так, в слове дом
буква о употребляется в главном значении, а в слове дома –
во второстепенном значении.
Второй особенностью русской графики является
деление букв по количеству обозначаемых звуков. В этом отношении буквы русского
алфавита распадаются на три группы:
а) буквы, лишенные звукового значения. Это буквы ъ
и ь, не обозначающие никаких звуков, а также так называемые «непроизносимые
согласные» в таких, например, словах: солнце, сердце и др.;
б) буквы, обозначающие два звука, – е[jэ], ё [jo], ю [jу], я[jа];
в) буквы,
обозначающие один звук. Это все буквы русского алфавита за исключением букв,
входящих в первую и вторую группы.
Третья
особенность русской графики – наличие в ней однозначных и двузначных букв. К
первым относятся буквы, имеющие одно основное значение: а, о, у, э, ы; ж,
ц, ч, ш, щ, й.
Так,
например, буквы ч, ц относятся к числу однозначных, так как буква
ч во всех положениях обозначает один о тот же мягкий звук [ч'],
а буква ц – твердый звук [ц].
Ко вторым, т.е. двузначным, буквам относятся:
– все буквы, обозначающие согласные звуки,
парные по твердости-мягкости;
– буквы, обозначающие гласные звуки: е,
ё, ю, я.
Например, буква б может обозначать как
твердый, так и мягкий звук – [б] и [б']: был – бил;
буква я в одних случаях обозначает звук [а] после мягкого
согласного, в других – сочетание [ja], например: [в'аз] –
об[jа] ть, [д'а] дя – [jа] ма. Буква и может обозначать звуки [и],
[ы]: [ч'и] сто – [жы] р.
Двузначность
указанных букв русского алфавита обусловлена спецификой русской графики – ее
слоговым принципом. Слоговой принцип русской графики заключается в том, что в русском
письме в определенных случаях в качестве единицы письма выступает не буква, а
слог.
Такой слог, т.е. сочетание согласной и гласной
букв, является цельным графическим элементом, части которого взаимно
обусловлены. Слоговой принцип графики применяется в обозначении парных по
твердости-мягкости согласных.
В современном русском языке согласные звуки,
парные по твердости-мягкости, имеют фонематическое значение, т.е. служат для
различения звуковых оболочек слов. Однако в русском алфавите отсутствуют
отдельные буквы для обозначения парных по мягкости-твёрдости согласных звуков.
Отсутствие отдельных букв компенсируется наличием в нашей графике двояких
начертаний гласных звуков. Так, буквы а, о, у, э, ы указывают на
твердость предшествующего согласного, а буквы я, ё, ю, е, и – на
мягкость, например: рад – ряд, мол – мёл, тук – тюк, сэр – сер, был –
бил.
Таким образом, буквы, обозначающие согласные
звуки, парные по твердости-мягкости, двузначны: без учета последующей буквы
нельзя определить, твердым или мягким является парный по твердости-мягкости
согласный звук.
Мягкость
согласной фонемы перед согласной и на конце слова обозначается особой буквой ь:
банька, верьте, моль, ударь и др.
Слоговой принцип применяется также к обозначению
согласного звука [j] (йот), причем это
применение осуществляется лишь внутри слов. Согласный звук [j] обозначается особой
буквой й только в том случае, когда слог заканчивается этим
звуком, следующим за гласным: пой – пойте, лей – лейте, весной,
слепой и др.
Во всех других положениях звук [j] вместе со следующим
гласным звуком обозначается одной буквой, а именно: я – [ja], ё – [jo], е – [jэ], ю – [jy].
Такое значение букв (е, ё, ю, я) имеет
место:
1) в начале слова: яма, ёж, юг, ель;
2) после гласных: моя, моё, мою, поеду;
3) после разделительных знаков ъ и ь:
объявить – обезьяна, объём – собьём, съезду – устье, предъюбилейный –
вьюга.
Применение слогового принципа в русской графике
обеспечивает очень удобное решение вопроса о передаче на письме твердых и
мягких согласных, а также звука [j] (сокращение количества
букв, экономия места путем устранения написания с йотом).
Слоговой принцип – яркая особенность
русской графики.
Однако слоговой принцип проводится в русской
графике далеко не последовательно. Главнейшее отступление от слогового принципа
– обозначение гласных звуков после согласных, непарных по твердости-мягкости.
Так, после всегда твердых согласных [ж], [ш], [ц] гласные звуки
обозначаются, вопреки слоговому принципу, буквами и, е, ё, изредка
ю, я: ширь, жест, шест, жёлоб, шёпот, брошюра, жюри, парашют,
цифра, цепь, Коцюбинский, Цявловский и др. После всегда мягких [ч'],
[ш'] вопреки слоговому принципу, пишутся буквы а, о, у: чаша,
чокнуться, чудо, пища, щука и др.
Эти отступления от слогового принципа сложились
исторически. В современном русском языке звуки [ж], [ш], [ц] не
имеют мягких разновидностей, а звуки [ч'], [ш'] – твердых
разновидностей. Поэтому твердость и мягкость этих звуков обозначается самими
согласными буквами, которые являются однозначными и не требуют обозначения
последующими гласными буквами.
Частные случаи отступлений от слогового принципа:
1) написания иноязычных (чаще французских) слов с
ьо вместо ё; сравните: бульон – бельём;
2) написания
сложносокращенных слов с ьо, ъа, ьу, йу: сельокруг,
сельаэродром, дальуголь, стройучасток;
3) написание
в начале иноязычных слов йо вместо ё: ёж, ёрш
– йод, Йоркшир, Нью-Йорк.
Заключение
Русское
письмо – звукобуквенное. Оно называется так потому, что основные его единицы –
буквы – соотносятся с единицами звуковой (фонетической) системы языка, а не
непосредственно со словами или их значимыми частями (морфемами), как это бывает
в иероглифическом письме. Например, слово, обозначающее «солнце», в русском
письме передается шестью знаками-буквами, а в китайском – одним иероглифом.
В реферате
перечислены основные принципы правил буквенной передачи звукового состава слов.
Кроме этих правил, в орфографию в широком смысле этого слова входят правила
слитного и дефисного написания, а также правила употребления прописных-строчных
букв.
|
|
|